Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников может быть увеличен на 5%. Об этом заявил министр финансов России Антон Силуанов. Минфин ожидает, что доходы от повышения НДПИ составят около 50–60 млрд. руб. в год и частично покроют дефицит дорожных фондов. У экспертов есть сомнения, что выплаченные в виде налогов средства дойдут до дорожных фондов. При этом они почти не сомневаются, что нефтяники отыграют потери путем повышения цен на бензин, — пишут «Новые Известия».
Отметим, что НДПИ уже много лет является главным аргументом российских нефтяников, когда речь заходит о том, почему в стране такой дорогой бензин. Дело в том, что структура нефтяной отрасли в России характеризуется наличием вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые осуществляют деятельность во всех сегментах рынка: в добыче и переработке нефти, хранении, оптовой, мелкооптовой и розничной реализации нефтепродуктов. Поэтому почти не возникает сомнений, что они воспользуются повышением налога для того, чтобы в очередной раз повысить стоимость автомобильного топлива. «Кажется, что повышение в 5% НДПИ не очень заметно, но если, например, взять условную цену 100 рублей, то сейчас, допустим, нефтяникам остается 23 рубля после всех транспортных вычетов и так далее, а после повышения НДПИ остается 21 рубль. Это уже заметно, – сказал в разговоре с «НИ» главный экономист «Энергетического центра» Сергей Ежов. – С другой стороны, брать, кроме как с нефтяников, не с кого – надо всю систему переделывать, но на это нужно время, а деньги нужны сейчас». Если же в результате повышения НДПИ и стоимости бензина спрос на последний упадет, нефтяники отправят продукцию на экспорт, добавляет генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
«Можно повысить налоги на сбыт, а можно повысить налоги на добычу. Есть же еще экспорт, – отмечает г-н Правосудов. – Если повысить налоги на добычу, то учитываются все продажи, в том числе за рубеж, а вот если ввести акцизы, то это коснется только продуктов для внутреннего рынка. Поэтому такие акцизы полностью перекладываются на покупателя». С ним согласен и г-н Ежов, который считает, что акциз будет менее чувствительным для нефтяников, а основную нагрузку понесут потребители. «Если говорить об НДПИ, то он по всем ударяет, а если говорить про акциз, то наказываются те, кто раньше времени перешел на производство более качественного топлива», – отмечает эксперт.
При этом сильными оппонентами Минфина выступают другие ведомства: Минэкономразвития и Минэнерго также против повышения НДПИ и акцизов. «Акциз на Евро-4 и Евро-5 все равно придется повышать, потому что при переходе на эти виды топлива поступления в бюджет действительно снижаются. Так что это все равно будет сделано, так или иначе. Но я думаю, что одним акцизом не удастся компенсировать дефицит фонда, потому что сумма сборов от него будет существенно меньше», – предупреждает Сергей Ежов.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________