России снова угрожает кризис железнодорожных перевозок. ОАО РЖД с 6 апреля начало остановку 10% подвижного состава в стране — около 100 тыс. грузовых вагонов с комплектующими Кременчугского завода (Украина) и «Алтайвагона». В первую очередь проблемы могут возникнуть у угольщиков. В монополии считают вагоны «потенциально опасными» и ждут решений чиновников. Операторы говорят, что ОАО РЖД превысило полномочия и может нанести серьезный ущерб рынку. По данным «Ъ», в ситуацию уже вмешался Минтранс, сегодня запрет может быть уменьшен примерно до 28 тыс. вагонов, но всем им нужно поменять литье, что потребует дополнительных расходов.
В распоряжении «Ъ» оказались три телеграммы первого вице-президента ОАО РЖД Вадима Морозова от 4 и 6 апреля. В них монополия запрещает эксплуатацию на своей инфраструктуре грузовых вагонов с боковыми рамами Кременчугского сталелитейного завода (Украина) 2010-2011 годов выпуска и литьем «Алтайвагона» 2010 года. Причина — в участившихся в последнее время сходах вагонов, укомплектованных деталями этих производителей. Вагоны, согласно телеграммам, признаны «потенциально опасными» и отставляются от эксплуатации по окончании погрузочно-разгрузочных операций. Срок запрета — «до вынесения соответствующих решений федеральных органов». Запрет коснулся целого ряда крупных операторов, среди которых Первая грузовая компания, «Нефтетранссервис», Rail Garant, СУЭК (логистический дивизион), «Трансойл».
В ОАО РЖД подтвердили существование телеграмм. В компании уточнили, что только в 2013 году было пять случаев излома боковых рам «Алтайвагона» и десять — Кременчугского завода. «Мы неоднократно обращали внимание на потенциальную угрозу при дальнейшей эксплуатации продукции именно этих производителей. Единственным приемлемым вариантом, который сможет исключить существующую угрозу жизни и здоровью пассажиров, экологической безопасности, сохранности перевозимых грузов и инфраструктуры, должны стать полный запрет эксплуатации потенциально опасной продукции и ее принудительное изъятие»,— пояснили в монополии.
На рынке решение ОАО РЖД вызвало реакцию, близкую к панике. В НП СОЖТ (объединяет крупнейших операторов) говорят, что под запрет подпадает около 100 тыс. грузовых вагонов (примерно 10% парка). Около 50 тыс. из них — полувагоны; и еще несколько десятков тысяч цистерн. «Решение ОАО РЖД базируется в основном на статистических данных по транспортным происшествиям, а не на результатах независимых экспертиз сломавшихся деталей»,— считает исполнительный директор НП СОЖТ Дмитрий Королев. Мощности вагоноремонтных предприятий не позволят оперативно заменить литье на таком количестве подвижного состава, поясняют в НП СОЖТ, на рынке отсутствует необходимое количество качественного литья, а его дефицит приведет к необоснованному спекулятивному росту стоимости литья и расходов владельцев вагонов. Одновременно остановленные вагоны занимают инфраструктуру, осложняя движение. «Действия ОАО РЖД в данном случае выходят за пределы принятых Ространснадзором предписаний»,— отмечает Дмитрий Королев. Ространснадзор на сегодня принял решение об изъятии лишь 49 конкретных боковых рам.
По данным источников «Ъ», сегодня ситуация будет обсуждаться на совещании в Минтрансе. Операторы намерены потребовать сформировать пономерной список вагонов, которые реально могут представлять опасность, а остальной подвижной состав снова допустить к перевозкам. «Минтранс должен принять решение в считаные дни, вагоны отставляются быстро,— говорит один из участников рынка.— Если совещания затянутся на неделю и все 100 тыс. вагонов отставят, на сети начнутся коллапс и перераспределение грузовой базы между операторами».
Минтранс уже провел срочные консультации с ОАО РЖД и сегодня меры могут быть смягчены. «Планируется сузить круг потенциально опасных вагонов примерно до 28 тыс.— с литьем «Алтайвагона», произведенным в феврале, апреле и июне 2010 года, а также с боковыми рамами Кременчуга, выпущенными в 2010 году»,— уточнили в ОАО РЖД. Оба завода должны будут согласовать с операторами график замены литья и «порядок возмещения затрат».
По мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, остановка 28 тыс. вагонов не станет большой проблемой для всего рынка, но «ударит по конкретным операторам и грузовладельцам». «Запрет, насколько я понимаю, сильно коснулся угольщиков. Отставляемые вагоны работали в местах массовой погрузки, в том числе в Кузбассе,— отмечает эксперт.— Их нужно выдергивать из перевозочного процесса, отгонять в депо, ждать поставок литья. Причем почти одномоментно заменить 30 тыс. боковых рам — серьезный вызов для вагоноремонтных заводов РФ». Операторам, временно теряющим часть парка, нужно будет срочно искать замену на рынке, добавляет господин Савчук, так что возможен всплеск тарифов на предоставление вагонов в конкретных сегментах.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________