Как и предполагал «Коммерсантъ», Новороссийский морской торговый порт (НМТП) временно возглавил Юрий Матвиенко. Нового гендиректора компании, подконтрольной группе «Сумма» и «Транснефти», акционеры выберут 18 июня. При этом в топ-менеджмент порта уже введен представитель «Транснефти», а ее первый вице-президент возглавил совет директоров НМТП. И хотя «Сумма» и «Транснефть» объявили о разрешении конфликта в порту, независимые эксперты считают, что говорить о примирении рано. Косвенным подтверждением может служить поданный в марте иск структуры госкомпании почти на 400 млн руб. к входящему в группу НМТП Приморскому торговому порту (ПТП).
Исходно инициатором кадровых перестановок в НМТП стала «Транснефть», в феврале заявившая об игнорировании ее интересов как акционера порта (госкомпания вместе с группой «Сумма» владеет 50,1% акций).
«Транснефть» хотела вместо представителей «Суммы» поставить своих людей на должности главы совета директоров НМТП и гендиректора. В итоге стороны объявили о компромиссе — пост главы совета директоров получила «Транснефть», а гендиректором должен был остаться Радо Антолович. Но после этого в отношении него возбудили дело.
Основным претендентом на пост гендиректора НМТП сейчас является Марат Шайдаев, говорят источники «Ъ». Покинув пост председателя совета директоров, он остается первым заместителем гендиректора. Вопрос в том, поддержит ли его кандидатуру «Транснефть». В госкомпании от комментариев отказались. Источник, близкий к «Транснефти», лишь уточнил, что она не планирует выдвигать на должность главы НМТП Сергея Киреева из «Транснефть-Сервиса», хотя в феврале предлагала его на замену Радо Антоловичу.
Дело в том, говорят источники «Ъ», что, несмотря на официальные заявления, до примирения между «Суммой» и «Транснефтью» далеко. Во-первых, остается открытым важный для «Транснефти» вопрос о развитии нефтерайона Шесхарис в порту. Стороны обещали до 15 марта согласовать новый план-график работ по Шесхарису, но этого не произошло. Кроме того, 12 марта Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял к производству иск ЗАО «Транснефть-Сервис» к ПТП (100% у НМТП) на 389,5 млн руб. Суть претензий не раскрывается. В «Транснефти» иск не комментируют, в НМТП лишь говорят, что речь идет «о споре хозяйствующих субъектов, который будет решен в судебном порядке».
Источники «Ъ» утверждают, что этим иском взаимные претензии сторон не ограничиваются. Четыре из шести причалов в Приморске принадлежат структурам «Транснефти». До последнего времени для ПТП плата за аренду двух причалов была, по сути, символической, но сейчас госкомпания хочет увеличить эту ставку в разы. В НМТП от комментариев отказались, в «Транснефти» подтвердили «Ъ», что стоимость аренды причалов индексирована, но «незначительно», опровергая возможность резкого роста ставок.
Директор по развитию PortNews Надежда Малышева считает, что конфликт между «Суммой» и «Транснефтью» продолжается, а иск «Транснефть-Сервиса» к ПТП — дополнительное тому подтверждение. «Возможно, это инструмент давления в переговорах по дальнейшему развитию порта»,— поясняет эксперт. Елена Садовская из RMG согласна, что судебный конфликт «необычен», поскольку структура «Транснефти» взыскивает почти 400 млн руб. с НМТП, акционером которого является госкомпания, хотя еще недавно она высказывала недовольство финансовым состоянием НМТП, опасаясь дефолта по кредитам.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________