Несмотря на просьбы нефтяников, правительство не будет отменять повышенную экспортную пошлину на бензин. Их предложение вернуть старую пошлину — 66% от пошлины на сырую нефть вместо нынешних 90% — не нашло поддержки не только в правительстве, но и среди коллег.
Правительство рассмотрело две просьбы нефтяников — почти все руководители нефтяных компаний просили снизить пошлину на экспорт бензина и только президент «Роснефти» Игорь Сечин написал чиновникам, что пошлину нужно оставить на запретительном уровне. Правительство прислушалось только к аргументам Сечина.
*Два года назад правительство после мучительных и долгих споров утвердило формулу расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которую назвали 60-66. Она снижала пошлины на нефть с 65% до 60%, а пошлины на все нефтепродукты повышала с 45% до 66%. Смысл заключался в том, чтобы стимулировать рост добычи нефти и производства светлых нефтепродуктов — до ее утверждения бюджет, фактически, субсидировал производство мазута, который шел на экспорт.
*После доработки формулы пошлина на экспорт бензина была отделена от пошлины на нефтепродукты и составила 90%. Стране летом 2011 года грозил дефицит бензина и, чтобы бороться с ним, Игорь Сечин, который тогда был нефтяным вице-премьером, ввел эту запретительную меру, чтобы защитить внутренний рынок.
Считалось, что эта запретительная пошлина — временная мера. В конце прошлого года нефтяные компании вспомнили об этом и попросили правительство отменить ее.
*Повышенная пошлина была введена в 2011 году из-за того, что несколько месяцев правительство заставляло компании держать цены на топливо на низком уровне, после чего те стали поставлять продукты нефтепереработки за рубеж, где цены им никто не диктует.
*Дефицит бензина закончился в 2012, а ставку на экспорт так и не снизили. Пошлина осталась на уровне 90% от вывозной пошлины на сырую нефть и де-факто формула преобразовалась в 60-66-90.
*Потерпев почти год, нефтяные компании решили напомнить правительству, что введение 90-процентной пошлины изначально носило временный характер. Президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан направили в конце прошлого года письмо премьеру Медведеву с просьбой отменить заградительную меру. Такую же позицию они высказали на заседании правительственной комиссии по ТЭК в начале февраля.
*Главы энергокомпаний заявили, что выпуск высокооктанового бензина увеличился на 8%, и дефицита уже не будет. Сохранение действующего режима заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы, и, как следствие, дефицит автобензинов снова возникнет через пять-семь лет.
Сечин радеет за бюджет
Спустя два дня после комиссии президент компании Игорь Сечин отправил письмо президенту Владимиру Путину, в котором выступил резко против просьбы коллег по отрасли. Содержание письма «Финмаркету» пересказал источник в аппарате правительства.
*Сечин написал Путину о том, что ему «стало известно о том, что руководители крупнейших российских ВИНК подписали коллективное письмо» на имя премьера Медведева и просят отменить пошлины, ссылаясь на 8-процентный рост производства высокооктановых бензинов и отсутствие дефицита. Но они не пишут о том, что и спрос вырос ровно на столько же.
*Кроме того, действие пошлины распространяется еще и на нафту (прямогонныйбензин, сырье для нефтехимии) и товарные бензины. «Роснефть» считает, что основным мотивом письма нефтяников является желание увеличить выручку именно от экспорта нафты и товарных бензинов.
*Это подтверждено тем фактом, что из 19 млн. т произведенной нафты было экспортировано в прошлом году 15,2 млн.т. Сама «Роснефть» продала из них 3,6 млн.т. Объемы экспорта были теми же и до введения заградительных пошлин — нафта в России никому не нужна.
*Товарных бензинов, в том числе низкооктановый АИ-80 продали за рубеж около 3,6 млн.т., а высокооктановых — 2 млн. т (6 % от внутреннего потребления), а это мало отличается от «допошлинных времен». Сама «Роснефть» экспортировала всего 220 000 т бензина в Монголию.
*Выгода компаний от снижения пошлины до уровня66% очевидна — она равна $100 за т. Выгода экспортеров увеличилась бы на $1,6 млрд., а значит на столько же снизились поступления в бюджет. Минфин при этом считал, что выпадающие доходы составят $1 млрд.
*Сечин также доказывает, что компании и сейчас не бедствуют. В сезон пикового потребления — весной и летом — когда спрос растет на 15-20%, а НПЗ закрываются на ремонт, их премия достигает 3000 руб на тонну. А это превосходит разницу между прошлой ставкой в 66% и желаемой в 90%. Поэтому большую часть года внутренний рынок гораздо привлекательнее экспорта.
*Зимой компании начинают поставлять бензин на экспорт из-за того, что производят его больше, а хранить его негде — мощности ограничены. И независимо от пошлины, нефтяники будут ее продавать, но сейчас высокая ставка позволяет им держать цены в России на нормальном уровне.
*Все это говорит о том, что размер пошлин на баланс рынка товарного бензина влияет слабо. Возможно, ее будут учитывать при принятии решений о модернизации НПЗ после 2017 г. — тогда закончится срок действий четырехсторонних соглашений, но не сейчас.
*Таким образом, пишет Сечин, отмена заградительных пошлин на решение по модернизации мини-НПЗ никак не повлияет, но значительно улучшит экономические показатели нефтяных копаний, то есть сделает нефтяной бизнес еще более прибыльным и ухудшит показатели бюджета.
Путин ознакомился с письмом и поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который сменил Сечина в роли куратора ТЭК и нефтянки, рассмотреть обращение Сечина.
Ведомства: Сечин прав
Письмо Сечина, как утверждает другой источник «Финмаркета» в правительстве, отправили во все заинтересованные органы власти, и многие с его позицией согласились. На прошлой неделе, по словам источника, Минэкономразвития, ФТС и ФАС написали, что полностью согласны с главой «Роснефти», а, значит, снижать пошлину не нужно.
*Минэкономразвития настаивает, что снижение пошлины приведет к выпадению доходов и без того тесного бюджета в размере около $1,4 млрд. и станет причиной роста цен на бензин.
*Сами компании, как считает ведомство, направят полученные средства не на модернизацию НПЗ, а на выплату дивидендов акционерам или другие проекты.
*Положительных изменений в структуре российской нефтепереработки не наблюдается, а дефицит качественного топлива сохраняется.
*ФАС тоже жалуется на нефтяников: компании признались, что не могут выполнить условия четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ, и разработали предложения по их корректировке, которые подразумевают уменьшение производства моторного топлива высоких классов.
*ФАС предупреждает: это нарушит баланс производства и потребления, то есть может возникнуть дефицит. Запасной вариант — импорт из Белоруссии и Казахстана и европейских стран по своп-операциям (с условием немедленной поставки).
*Таможня сообщила: после введения заградительной пошлины объем экспорта снизился незначительно — с 11,32% до 10,72 %, но зато бюджет получил 89,21 млрд. руб., о чем не нужно забывать при принятии решения.
*К этому вопросу можно будет вернуться при условии соблюдения компаниями четырехсторонних соглашений, чего они пока не делают. Исходя из фактических темпов модернизации НПЗ, вопрос об изменении пошлин будет решен, но в среднесрочной перспективе, считают в Минэкономразвития.
*В министерстве ссылаются на позицию Минэнерго, высказанную на заседании комиссии по ТЭК 11 февраля: отмену 90% пошлины на бензин нужно рассматривать в рамках формирования долгосрочных условий налогообложения отрасли до 2020 года.
Ставки могут оттаять к весне
Дворкович дал подчиненным на обдумывание предложений нефтяных компаний три месяца. Как сказал источник в аппарате правительства, чиновники не отказываются от изменения пошлин, но только при условии минимизации ущерба для казны.
*Все ведомства обязаны предоставить свои предложения по совершенствованию налоговой и таможенно-тарифной политики в нефтепереработке до конца апреля. Помимо ФАС, ФТС и Минэкономразвития это должны сделать Минэнерго и Минфин, но их доклад пока в правительство не представлен.
*Ведомствам необходимо создать этими мерами стимулы для увеличения производства более экологичного автобензина и полного обеспечения спроса на внутреннем рынке при стабильных ценах.
*Правительство также намерено создать выгодные экономические условия для инвестирования в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
*Внесение необходимых изменений в основные направления налоговой и таможенной политики должно при этом нанести минимальный ущерб доходной части бюджета, говорится в протоколе.
*Министерствам также поручено проработать вопрос необходимости установления дифференцированной ставки вывозных пошлина на прямогонные и товарные бензины и учесть возможность их администрирования.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________