Некоторые аналитики предполагают, что цены на бензин на АЗС вырастут как минимум на 17%. Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко настроен чуть-чуть оптимистичнее: 7% прибавки даст повышение акцизов (в июле будет очередное), еще 6% — общая инфляция, которую обещает правительство за год. Прибавим сюда еще 3% подорожания в рознице — получается 16%, — пишет «Труд».
Но в РТС предвидят другую беду — грядущий дефицит моторного топлива из-за принятого запрета на продажу моторного топлива экологического класса Евро-2 (с обязательным переходом на Евро-3), а также внедрения Евро-4 и Евро-5. В связи с этим Министерство энергетики ожидает сокращения производства автотоплива внутри страны почти на 2 млн тонн. А взамен, как пишет «Российская газета», планирует ввоз горючего из Белоруссии или импорт из других стран — «при выравнивании внутренних и внешних цен». Приводятся и цифры, которые нам могут предложить в ближайшем будущем: в нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей, в Италии — 72 рубля, в Австрии — 57 рублей, в Бельгии — 68 рублей, в Люксембурге — 55 рублей, в Нидерландах — 74 рубля…
По этому случаю в коридорах власти уже ведутся предварительные разговоры о возможном введении государственных дотаций на автомобильное топливо — с установлением некоего «социального минимума», который граждане могли бы получать по минимальным ценам. То есть предлагается отпускать бензин «по карточкам». Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев напоминает: крупные нефтедобывающие страны — Иран, Венесуэла, Эмираты, Саудовская Аравия — стараются держать стоимость бензина для своих граждан низкой. В каждой стране это делают по-своему. В Иране дотируют семьи. В Саудовской Аравии введено административное регулирование розничных цен. Можно еще применять талоны, адресные компенсации…
О том же очень осторожно пишут некоторые другие СМИ, ссылаясь почему-то на анонимный источник в Федеральной антимонопольной службе.
О социальных последствиях такого шага даже думать не хочется: ясно, что градом посыплются требования отыскать виновных с последующим распинанием их на придорожных столбах. Но задумается: кому же все это надо?
Свой ответ предлагает один из ведущих экспертов России, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук, профессор Михаил Делягин.
— Напомню, что правительство после долгих проволочек обязало НПЗ модернизировать производство и перейти на выпуск более качественной продукции. С 12 нефтяными компаниями было подписано соответствующее соглашение, но в конце прошлого года нефтяники вдруг пересмотрели свои возможности и сообщили о резком сокращении объемов качественного топлива, которые они смогут производить. А поскольку некачественное топливо поэтапно запрещается нормативными актами, то это вызовет дефицит бензина, который, по попавшим в прессу оценкам ФАС, в 2015 году достигнет 3,7 млн тонн.
Ситуация, казалось бы, проста: монополисты выкручивают руки государству, нарушая договоренности с особым цинизмом. Однако дело в том, что для модернизации производства нужен соответствующий технический регламент, шаг за шагом прописывающий ее процедуру и параметры. И он был разработан еще к осени 2011 года, но вот только ФАС так его и не согласовала. Просто не утвердили — и все. А использовать несогласованный техрегламент нельзя.
Получается, ФАС почти полтора года искусственно тормозит модернизацию отрасли, а теперь сама же начинает бить тревогу по поводу грозящего из-за этого дефицита. Зачем и кому это надо? Возможно, подведомственный бизнес просто разозлил антимонопольщиков до той последней степени, когда хочется просто делать гадости.
Но более вероятно иное. ФАС, по идее, призвана быть «экономическим КГБ», но является всего лишь обычной федеральной службой — и в этом качестве, похоже, полностью манипулируема «высшими силами», прежде всего профильным для нефтяной отрасли вице-премьером Аркадием Дворковичем.
Бросается в глаза указание на то, что из ожидаемого недопроизводства бензина более трех четвертей придется на госкомпании. Именно их прежде всего и обвинят в грозящем кошмаре дефицита. То есть были бы они частными — с топливом все было бы замечательно. Как известно, все зло мира исходит от государственной собственности. И его лечение для ряда чиновников очевидно — приватизация, заключает Делягин.
Наличие в обнародованных материалах увесистой «закладки» о вредности именно государственных компаний позволяет предположить: нагнетание бензиновой паники — часть кампании по обоснованию приватизации нефтяного сектора. Ведь понимание ее бессмысленности на нынешнем этапе и, соответственно, коррупционные подозрения в адрес ее инициаторов становятся все сильнее. А что может быть оптимальнее для улучшения имиджа приватизации, чем превращение ее в спасение от страшной угрозы?
И вот она, угроза, и вот он, проверенный рецепт, оглашаемый время от времени из правительственных кабинетов. В нужный момент всеобщего ужаса приватизаторы могут одним мановением волшебной палочки, просто передав госимущество пресловутым «эффективным собственникам», разрешить все проблемы.
Разумеется, попутно будут сказаны стандартные слова про необходимость удовлетворения интересов мелких участников рынка, которые-де создадут конкуренцию. Но реально отрасль образуют крупные компании, а риторика о малых компаниях представляется только маскировкой задачи приватизации сладких кусков нефтяной отрасли.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________