Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/ceny-na-benzin-rastut/7427/
|
Немецкие автолюбители в ярости: цена на бензин марки Super достигла 1,40 евро за литр. Они завидуют жителям США, где его стоимость в пересчете на евро — всего 63 евроцента, но американцы, в свою очередь, сейчас тоже негодуют — за год топливо подорожало здесь на 12%. Однако, гневаясь на нефтедобывающие концерны, автолюбители обрушиваются с обвинениями не на главного виновника роста цен. Основная его причина — политическая нестабильность в мире, пишет РБК-daily.
В расчете на одного жителя в США бензина потребляется в два раза больше, чем в Западной Европе. С одной стороны, эта страна — рай для автомобилистов, потому что здесь нет тех государственных налогов на топливо, которые существуют в ФРГ, где почти 66% его цены становится добычей фискальных органов, а с другой, из-за отсутствия такой демпферной налоговой «госпрокладки» каждое повышение мировой цены на нефть влияет на бензиновые цены в США сильнее, чем в Германии.
Между тем мировые цены на нефть снова растут. И принципиальных изменений этой ситуации не предвидится, пока продолжается экономический бум в странах Азии, которым требуется все больше и больше нефти, считает эксперт по проблемам энергетики из Немецкого института экономических исследований в Берлине Клаудиа Кемферт. По ее мнению, в данной ситуации за каждым политическим «землетрясением» в нефтедобывающих странах сразу же следует новый скачок цены на бензин. Пример тому майские волнения в Нигерии в связи с президентскими выборами и угроза забастовок нефтяников в дельте реки Нигер.
Однако по сравнению с такого рода «разовыми» факторами гораздо более угрожающим выглядит сейчас международный политический кризис в связи с ядерной программой Ирана. Глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадеи уверен, что уже через год Тегеран сможет создать свою атомную бомбу. Вполне возможно и то, что мировое сообщество уже в ближайшем будущем примет в отношении Ирана еще более жесткие, чем раньше, санкции. Самым безобидным следствием этих мер стало бы то, что мировая цена на нефть поднялась бы только по причине дальнейшего естественного выхода из строя устаревшей и плохо ухоженной инфраструктуры иранских нефтяных месторождений.
Однако возможен и вариант, что Россия вместе с Китаем такой международный бойкот сорвут или же каким-то образом его обойдут. Если Иран сможет продолжить работать над программой своих ядерных вооружений, это станет настоящей угрозой для обеспечения мировых поставок нефти. Ближний Восток в лице Египта, Израиля и, прежде всего, Саудовской Аравии не станет, сложа руки, наблюдать, как Иран мастерит свою атомную бомбу — этот кризис не обойдет на Ближнем Востоке уже ни одного нефтедобытчика.
Между тем заклятые враги — Иран и США — в одном очень похожи: оба этих государства добывают большое количество сырой нефти и, несмотря на это, вынуждены импортировать все большие объемы бензина. Иран располагает малым числом собственных НПЗ, свои потребности в бензине он на две трети удовлетворяет за счет танкерных поставок из ОАЭ. Соединенные Штаты же расплачиваются за недостаток инвестиций нефтяных концернов. «Оборудование наших НПЗ хотя и в порядке и соответствует техническим требованиям сегодняшнего дня, однако за последние почти 30 лет у нас не построено ни одного нового НПЗ», — жалуются даже аналитики близкого к нефтяной промышленности Energy Policy Research Foundation в Вашингтоне.
Поэтому для американского рынка энергетические концерны закупают бензин и другие нефтепродукты за границей, преимущественно в располагающей соответствующими мощностями Западной Европе. Сейчас европейцам приходится расплачиваться за начало в США сезона летних путешествий. Естественно, это сказывается на ценах: так, на прошлой неделе стоимость добываемой, в первую очередь, в Техасе нефти WTI превысила 65 долл. за баррель, в то время как цена нефти из Северного моря марки Brent поднялась до 71,35 долл. Такая разница в ценах была отмечена в истории впервые.