В рамках модернизации правительство РФ ожидает увеличения глубины переработки нефти не менее чем до 85%. Для этого была разработана нынешняя система таможенных пошлин 60-66-90. Она принесла свои позитивные плоды, однако, чтобы процесс не замедлился, государству уже сейчас стоит определиться с дальнейшими шагами, пишет RBK daily.
Система 60-66-90 — это модификация изначальной системы 60-66, которая предполагала отмену дифференцированных ставок таможенных пошлин на светлые и темные нефтепродукты и одновременное принятие общей ставки пошлины на уровне 66% от ставки пошлины на нефть. Нынешняя же система устанавливает экспортные пошлины на бензин/нафту в объеме 90% от пошлин на сырую нефть. 60-66-90 была введена в мае—июне 2011 года в целях снижения внутренних цен на бензин в качестве временной меры.
И теперь, по мнению вице-премьера Аркадия Дворковича, с учетом действующей запретительной ставки на экспорт светлых нефтепродуктов у компаний нет стимулов осуществлять глубокую переработку нефти. Расчеты «Транснефти» также свидетельствуют о недостаточности стимулов: при текущей ценовой конъюнктуре рынков экспортировать темные нефтепродукты намного выгоднее, чем нефть.
Запретительная пошлина на экспорт бензинов может тормозить «бензиновую» модернизацию заводов, так же как в свое время пониженная пошлина на темные нефтепродукты дестимулировала инвестиции в углубляющие процессы. Кроме того, уже в среднесрочной перспективе сохранение повышенной пошлины может привести к реальному дефициту бензинов в России, где в отличие от Европы именно бензин является основным моторным топливом, и модернизация направлена на обеспечение внутреннего рынка именно качественными бензинами.
Конечно, одномоментное снижение пошлин на бензины с уровня 90% до 66% приведет к росту внутренних цен, так как вырастет экспортная альтернатива (ввести запретительную пошлину просто, отменить — нет). Тем не менее в формировании внутренних цен на бензин участвует не только ставка экспортной пошлины. Рост внутренних цен в краткосрочной перспективе может быть сдержан более гибкой политикой в отношении акцизов, а в средне- и долгосрочной перспективе — повышением конкуренции на внутреннем рынке.
Наш анализ эффективности систем начисления пошлин показал, что при изначально планировавшейся системе «60-66» инвестиции в углубляющие процессы становятся экономически более привлекательными, а экономическая EBITDA растет пропорционально улучшению качества корзины нефтепродуктов.
Но наиболее оптимальным вариантом является выравнивание таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и дальнейшее снижение пошлины на сырую нефть по мере модернизации российской нефтепереработки и одновременного реформирования системы налогообложения в сфере нефтедобычи.
Такой вариант простимулирует компании увеличить глубину переработки вместо строительства избыточных для мирового рынка и самой России мощностей по перегонке нефти. В результате выиграют все заинтересованные стороны, так как российский рынок будет насыщен предложением высококачественных нефтепродуктов, а высокий уровень загрузки отечественных НПЗ обеспечит собственникам стабильные денежные потоки даже в условиях негативной конъюнктуры на мировом рынке нефтепереработки.
Что касается информации о потерях для бюджета, то часть из них стали результатом недополученной выгоды от обложения нефтедобычи, поскольку в системе «60-66» пошлина на экспорт сырой нефти была снижена примерно на 7%. Выпадение доходов бюджета прогнозировалось и нами, и рабочими группами Минэнерго, а потому было ожидаемым. Однако если изначально предполагалось, что за счет снижения рентабельности первичной перегонки некоторый объем сырой нефти уйдет с НПЗ на экспорт и таким образом удастся компенсировать выпадение, то из-за высоких цен на нефть первичная переработка оказалась рентабельной и даже мини-НПЗ работают с прибылью. По данным Росстата, объем первичной переработки нефти в стране за девять месяцев 2012 года вырос на 4,2%, или 8 млн т.
Необходимо иметь ввиду, что оценки Минфином потерь для бюджета в размере 1,6 млрд долл. также связаны с предоставлением дополнительных налоговых льгот некоторым месторождениям Восточной Сибири, Ямала, месторождениям высоковязкой нефти и «Татнефти» с «Башнефтью» для компенсации выпадающих доходов от внедрения системы 60-66.
При этом, по данным Минэнерго, рост инвестиций в отечественную нефтяную отрасль за первую половину 2012 года в результате внедрения системы налогообложения 60-66-90 составил 14% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, или 1,5 млрд долл. Так, например, «Роснефть» за первое полугодие увеличила объем капитальных вложений в Upstream на 18%, ТНК-ВР – на 6%, а ЛУКОЙЛ — на 48%.
Из-за роста экспорта темных нефтепродуктов Минэкономразвития еще в марте предлагало повысить экспортные пошлины на темные нефтепродукты до 90% от пошлины на сырую нефть. Однако ключевым условием для достижения успеха при этом является необходимость со стороны государства заранее обозначить указанную политику на сближение пошлин и закрепить ее на законодательном уровне, поскольку даже Минэнерго согласно с тем, что в сфере расчета ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты российские ведомства не всегда последовательны.
Как справедливо полагает Минэнерго, резкое изменение условий будет свидетельствовать о непоследовательности государственной политики, а эффект от системы 60-66 необходимо рассматривать в комплексе с результатами программы модернизации нефтеперерабатывающей отрасли России, увеличением инвестиций нефтяных компаний и влиянием на развитие добычи в стране. И год, пока действует режим 60-66, по мнению замминистра финансов Сергея Шаталова, недостаточный срок, чтобы делать какие-то определяющие выводы.
Дмитрий Иванченко, руководитель практики «Нефтегаз и химия» Strategy Partners Group.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________