Заправками «Фаэтона» заинтересовалась «Роснефть», сообщает еженедельник «Компания». «Роснефть» обращала внимание на активы Снопков еще в 2005 г., но тогда переговоры ничем не завершились. Интерес закономерен с точки зрения активизации экспансии «Роснефти» на розничном городском рынке. «Маржинальность перерабатывающего бизнеса часто прыгает, и компании лучше иметь баланс опта и розницы», — рассуждает аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков.
Слабость петербургского рынка связана с тем, что независимые компании контролируют примерно половину розничного топливного рынка города, и остановка продаж только одним независимым оператором, например холдингом «Фаэтон», грозит очередями и ростом цен на горючее. Кстати, «Фаэтон» уже предупредил о возможности подобного сценария.
У компании сейчас много других проблем. Владельцы холдинга — братья Снопки — могут лишиться контроля над большей частью своих АЗС, находящихся в залоге почти у двух десятков банков-кредиторов (Сбербанк, ВТБ, Юникредит Банк, «Открытие» и др.). Общая кредиторская задолженность группы достигает $1 млрд.
После введения в июне 2010 г. внешнего управления на ООО «Фаэтон-Аэро» внешний управляющий Радион Гайнутдинов сдал 16 залоговых заправок в аренду ООО «Фаэтон — Топливная сеть номер 1». Формально эта компания принадлежит гонконгской Top Fuel Corporation Ltd., но не исключено, что она может представлять интересы бенефициара холдинга Сергея Снопка. Именно «Фаэтон — Топливная сеть номер 1» аккумулирует основную операционную прибыль «Фаэтона». Несмотря на то, что договоры по аренде закончились еще в феврале текущего года, фирма-арендатор не спешит возвращать имущество собственнику. Конкурсный управляющий «Фаэтон-Аэро» Денис Лебедь в настоящее время пытается вернуть эти активы через суд. Процесс тянется с июня 2012 г., следующее рассмотрение назначено на 15 ноября. Претензии конкурсного управляющего и кредиторов к братьям Снопкам не ограничиваются обвинениями в незаконном удержании залогового имущества. Они полагают, что «Фаэтон» препятствует реализации этих активов, под надуманными предлогами отдаляя сроки проведения торгов.
В «Роснефти», скорее всего, следили за процессом банкротства «Фаэтона» и, обратив внимание на то, что банки постепенно начали отвоевывать позиции в судах, решили включиться в процесс. «Расширение сбытовых сетей — общий тренд для крупных нефтяных компании. И в первую очередь они уделяют большое внимание расширению своего присутствия в крупных городах», — констатирует аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков. Эксперты отмечают, что переговоры «Роснефти» с держателями залоговых активов «Фаэтона» выглядели бы логичными, в то время, как аналогичные консультации с владельцами бизнеса маловероятны из-за слабости положения последних. «Питерские и московские АЗС — хороший актив, и дисконта по ним не бывает, — отмечает Андрей Полищук. — Обычно за такие сети, если их надумают продавать, разворачивается борьба среди крупных компаний». По его словам, в среднем питерская заправка может стоить около $2 млн, в зависимости от своего расположения. У «Фаэтона» таких АЗС — 23.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________