Потребительские цены на бензин продолжили расти седьмую неделю подряд. По данным Росстата, с 24 по 30 сентября бензин на заправках в среднем подорожал на 0,7%, а в целом за прошлый месяц — на 2%. Тем не менее цена на бензоколонках продолжает существенно отставать даже от уровня официальной инфляции.
Если Аи-92 и Аи-95 с начала года стали дороже на 3,7% и 4,6% соответственно, то индекс потребительских цен, рассчитываемый Росстатом, по итогам десяти месяцев составил 5,2%. Между тем с начала года стоимость нефти Brent выросла почти на 4% и дважды повышались акцизы на нефтепродукты.
Плавную повышательную динамику розничных цен на топливо во многом проясняет ситуация на бирже нефтепродуктов. За сентябрь стоимость бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросла в среднем на 12%, то есть темпы повышения цен были в шесть раз выше, чем в рознице. Аналитики и участники рынка связывали такой рост цен с ситуацией вокруг Московского НПЗ — на рынке распространились слухи, что завод уходит на ремонт, не накопив достаточных запасов, что может привести к дефициту бензина в Московском регионе.
Основными конечными покупателями сырья на бирже являются средние и мелкие сети АЗС, которые по каким-то причинам не смогли договориться с нефтяными компаниями о прямых поставках. Биржевые цены практически всегда выше цен по долгосрочным контрактам, поэтому владельцы АЗС, как правило, рассматривают покупку сырья на бирже в качестве крайнего варианта. По состоянию на 1 октября мелкие сети были вынуждены покупать на бирже бензин Аи-92 по цене лишь на 2,5% меньше, чем средние розничные цены по России. Большинство АЗС выходит на нулевую рентабельность при марже в 10%, поэтому можно с уверенностью утверждать — в сентябре сети, закупавшие топливо на бирже, получили значительные убытки.
При правильно функционирующем рынке подобная ситуация должна была бы привести к сопоставимому росту розничных цен. Этого, однако, не произошло, поскольку нефтяные компании могут позволить своим сбытам работать в убыток, перемещая центр прибыли в рамках холдинга в звено переработки. Из ситуации возможны три выхода: рост цен на заправках, банкротство независимых АЗС, снижение отпускных цен на НПЗ (и, соответственно, биржевых цен). Признаки реализации одного из сценариев появятся в ноябре — топливо в РФ традиционно дешевеет в преддверии зимы.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________