В Петербурге сегодня работает 473 АЗС, в Ленинградской области их в 2 раза меньше — 238. По данным Нефтяного клуба СПб, за счет строительства новых АЗС доля вертикально интегрированных нефтяных компаний за последний год выросла с 50 до 55%.
Так, с начала 2012 года шесть новых АЗС открыла «Газпромнефть-Северо-Запад», из них четыре в Петербурге и две в Ленинградской области. До конца 2012 года компания планирует ввести в эксплуатацию еще девять АЗС, из них шесть станций в СПб и три в ЛО. В течение 2013 года число АЗС сети «Газпромнефть» увеличится на шесть станций в СПб и на восемь в Ленобласти.
ТНК-BP открыла пять АЗС под брендом ВР, из них четыре в СПб и одну в ЛО. По словам представителя ТНК-BP, до конца года компания откроет в Ленобласти еще пять АЗС (три ТНК и две ВР). Причем две станции под брендом «ТНК» будут построены в новом для местного рынка трассовом формате. Обе расположатся в Трубниковом Бору и будут ориентированы на дальнобойщиков. В частности, к услугам клиентов будут предоставляться душевые, стирка, вместительная отдельная парковка для фур и т.д. В 2013 году компания запустит как минимум 11 новых объектов как в городе, так и в области.
«Наиболее интересным для нас остается развитие сети в границах Петербурга и на основных вылетных магистралях. Вместе с тем мы активно прорабатываем варианты по строительству АЗС на федеральных трассах, а также изучаем потенциал выхода в крупнейшие города Ленинградской области», — сообщили в ТНК-BP.
Наряду с ВИНК продолжают развиваться такие крупные независимые операторы, как Neste, Shell и Statoil. Последний 13 из 16 своих АЗС ввел в 2012 году. В сентябре 2012 года состоится открытие новой АЗС Statoil на Витебском пр. «Она будет выполнена в новой концепции трассовой АЗС и будет отличаться от остальных наших АЗС новыми конструктивными и дизайнерскими решениями», — говорит Сандис Штейнс, глава российского подразделения Statoil Fuel & Retail ASA.
ПТК, которая владеет свыше 110 АЗС в Петербурге и Ленобласти, в этом году открыла в городе одну. Еще на пяти земельных участках компания ведет проектные работы. «Мы не строим лишь для того, чтобы обозначиться в каком-то регионе, это не наш путь. Каждый объект должен быть прежде всего рентабельным и удовлетворять спрос наших клиентов, — объясняет стратегию развития Александр Белов, генеральный директор ООО «ПТК-Сервис». — Мы можем сказать, что у ПТК достаточно развитая сеть, которую нужно оптимизировать лишь в некоторых районах».
По словам эксперта, региональный рынок уже достаточно перенасыщен АЗС. Потенциал для развития рынка он видит прежде всего в новых жилых кварталах, на КАД, а также на съездах с Западного скоростного диаметра.
«Вопрос не в том, достаточно ли АЗС в том или ином районе, а в том, может ли компания удовлетворить спрос со стороны клиентов, достаточно ли у нее АЗС, равномерно ли они распределены в городе. Естественно, исключение составляют магистрали с высоким транспортным потоком, на которых спрос всегда превышает предложение и строить АЗС на которых рентабельно всегда», — указывает Александр Белов.
О перенасыщении рынка говорит и тот факт, что помимо строительства собственных комплексов с нуля операторы АЗС сегодня готовы приобретать существующие заправки. Так, самой крупной сделкой этого года стала покупка компанией Statoil семи АЗС у «ЭкоГазСервиса», работающего под брендом IP. Возможность приобретения активов у конкурентов также рассматривает «Газпромнефть-Северо-Запад».
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________