Регуляторы и производители нефтепродуктов принялись с новой силой за построение суверенной модели топливного рынка. Профучастников — биржевых брокеров и торговые компании — участвовать в этот процесс не зовут, пишет RBC daily .
10 июля на сайте ФАС был опубликован проект совместного с Минэнерго приказа «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов и утверждении Требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтью». Минэнерго, несмотря на соавторство, не разместило документ на своем сайте.
Федеральная служба по финансовым рынкам, в чью юрисдикцию входит регулирование организованных торгов, вообще отстранено от участия в разработке приказа. Это должно вызывать массу вопросов, и в первую очередь: почему контролирующие ведомства пишут законодательство вместо ФСФР? Именно ФСФР должна разрабатывать подобные документы, а ФАС и Минэнерго — контролировать их исполнение.
Приказ, в случае его утверждения, должен дать биржевому рынку ясные правила работы. Ожидается, что занимающие доминирующее положение субъекты будут обязаны реализовывать на бирже 5% добываемой нефти, 10% производимого автобензина, 10% авиакеросина, 5% дизельного топлива и 2% мазута.
ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Башнефть» будут обязаны продавать на бирже 10% производимого бензина, или примерно 3 млн т в год. Требование о реализации 10% выработки авиакеросина будет распространяться на ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром нефть», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз», что соответствует годовому обороту на уровне 0,85 млн т. Наконец, 5% производимого дизтоплива будут обязаны реализовывать на бирже ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром нефть», ТНК-ВР — в сумме это 2,4 млн т в год.
Официального списка компаний, доминирующих на федеральном рынке нефти, нет, но можно предположить, что основные имена в нем будут все теми же. Таким образом, потенциальный объем биржевого рынка нефти превышает 20 млн т в год.
Требования к монополистам размещать на сайте биржи годовые и помесячные планы по реализации нефти и нефтепродуктов на биржевых торгах также является прогрессом. Сейчас эти данные публикуются на сайте СПбМТСБ лишь на ближайшие три дня, и то их предоставляют не все нефтяные компании. Более того, планы не обязательны для исполнения: ресурс можно заявить и не предложить либо не заявлять и продать крупную партию.
Проблемы вскрываются при дальнейшем изучении проекта приказа. Пункт 10 вносит неразбериху, так как требует, чтобы на биржевых торгах реализовывались «нефть и нефтепродукты каждого вида, не менее 10% внутреннего потребления». Спрашивается, какая из двух целей по объему продаж должна соблюдаться? От 2 до 10% объема производства или 10% объема внутреннего потребления?
Документ требует, чтобы биржи запретили «подачу разнонаправленных заявок одним участником биржевых торгов (за исключением центрального контрагента)». Что такое «разнонаправленная заявка» в тексте не раскрывается. Стоит ли эту норму трактовать как запрет на «склеивание сделок», когда заявки на покупку и продажу по одному и тому же инструменту поступают в торговую систему в одну секунду от одного участника торгов либо от аффилированных компаний? Если авторы проекта подразумевают именно это, проблем нет.
Если трактовка этой нормы шире, под запрет попадает институт маркетмейкерства, потому что один участник торгов физически не сможет подавать заявки на покупку и продажу по одному инструменту. Кроме того, расширенная трактовка создает избыточные ограничения в работе брокерских компаний. У крупных брокеров есть клиенты, которые в один и тот же день поручают выставить заявки как на покупку, так и на продажу по одному и тому же инструменту. Каким образом профучастникам исполнять эти поручения, если они запрещены Минэнерго и ФАС?
Под запрет попадает и покупка участником биржевых торгов от своего имени и за свой счет ресурса в интересах и за счет других лиц. Иными словами, если клиент перечисляет брокеру деньги, после чего брокер приобретает на бирже ресурс для клиента — это разрешенная приказом схема работы. Если же брокер покупает для клиента ресурс, а клиент работает с брокером на условиях товарного финансирования или отсрочки платежа, то такие схемы сотрудничества попадают под запрет. Непонятно, чем руководствовались Минэнерго и ФАС, вводя запрет на востребованные конечными потребителями услуги брокерских компаний.
Приказом запрещена и подача заявок на покупку ресурса несколькими участниками биржевых торгов в интересах одного лица. Эта норма противоречит ФЗ «О защите конкуренции», так как не позволяет клиентам работать с несколькими брокерами.
Сейчас на СПбМТСБ есть не только крупные брокеры, оказывающие весь спектр услуг и со всеми видами нефтепродуктов, но и узкоспециализированные брокерские компании, работающие только на рынке авиакеросина. Зачем запрещать клиентам подавать заявки на покупку бензина на заводе ТНК-ВР через брокера «Солид — Товарные рынки», дизельного топлива на НПЗ «Роснефти» — через «АвтоцентрГАЗ-Тулу» и авиакеросина на каком-либо хабе — через «Интерджет»?
Еще одно требование выглядит как идиллия, оторванная от сегодняшних реалий рынка. Проект требует, чтобы единственным продавцом ресурса не был производитель или его брокер. Но откуда взять несколько продавцов на каждом биржевом базисе, если почти вся российская нефтепереработка работает по принципу один НПЗ — одна ВИНК?
Пожалуй, наиболее серьезные вопросы вызывают пункты 5 и 7 проекта приказа. Пункт 5 гласит, что стартовая цена не должна превышать «средневзвешенные ценовые значения сделок по продаже нефти и (или) нефтепродуктов, заключенных в течение предыдущей торговой сессии хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действует в интересах и за счет указанных лиц».
Можно привести немало случаев, когда рыночная цена бензина вырастает буквально за несколько часов на 3—5% после обнародования информации об авариях на НПЗ или объектах транспортной инфраструктуры. Получается, продавец не может учитывать в цене объективные реалии рынка, а это противоречит статье 421 «Свобода договора» Гражданского кодекса РФ. Применение рыночных механизмов ценообразования оказывается заблокированным приказом ФАС и Минэнерго.
Согласно пункту 7, «сделки на биржевых торгах заключаются на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено в порядке, определенном правилами биржевых торгов, по максимальной цене покупателя, которые подаются в диапазоне однопроцентного отклонения их ценовых значений от стартовой цены».
По сути, ФАС и Минэнерго пунктом 7 меняют процедуру метчинга биржевых сделок. В настоящее время сделки на СПбМТСБ заключаются по лучшей цене пересекающейся встречной заявки. Регуляторы предлагают заключать сделки по максимальной цене спроса, причем эта цена не должна отличаться от стартовой более чем на 1%. Если вчера сделки с дизельным топливом заключались по цене 20 000 руб./т, то стартовая цена на сегодня составляет 20 000 руб./т, и заключаемые сегодня сделки должны быть с ценами от 19 800 до 20 200 руб./т, то есть плюс-минус 1% от стартовой цены.
В результате биржевая цена ресурса зажимается в жесткие рамки на неопределенный срок. Такое регулирование цены ресурса чревато топливными кризисами. Мы уже много раз видели ситуации, когда попытки чиновников заморозить цену приводили к оттоку нефтепродуктов на экспорт, на внутреннем рынке образовывался дефицит, в результате чего цены взлетали. Кроме того, предлагаемая чиновниками процедура метчинга потворствует коррупции, так как на бирже будет формироваться один уровень цен, а реальная рыночная цена топлива окажется существенно выше.
Пункты 5 и 7 проекта приказа создадут непреодолимые проблемы в дальнейшем развитии биржевого рынка нефтепродуктов. Их следствиями станут потенциальные убытки участников от торговли на бирже, новый расцвет серых схем и коррупции, а также массовый уход производителей и потребителей нефтепродуктов с биржевого рынка.
После ознакомления с документом создается впечатление, что он минимум год пылился в долгом ящике. Многие проблемы на бирже исчезли сами собой, когда чиновники стали меньше вмешиваться в работу рынка.
Еще в начале года большинство нефтяных компаний совершали сделки на бирже, которые вызывали массу вопросов у участников рынка. Сейчас это постепенно уходит в прошлое: торговля стала более открытой и прозрачной, а биржевой ресурс — доступнее для рядовых участников. Значит, чем чаще проводятся «штабы», тем больше соблазнов у производителей к рисованию политкорректных биржевых цен.
То, что регуляторы не заметили эти изменения и опубликовали проект приказа, устраняющий проблемы полугодовой давности, само по себе является характеристикой их компетентности в проблемах рынка.
Кроме того, исходя из требований ФАС и Минэнерго потенциал продаж нефтепродуктов на биржевом рынке составляет 6,3 млн т в год, если считать от объемов производства по итогам прошлого года. При этом в 2011 году на трех биржах реализовано свыше 11 млн т автобензина, авиакеросина и дизельного топлива. В 2012 году темпы продаж нефтепродуктов примерно такие же.
Уже в прошлом году фактический объем продаж нефтепродуктов на биржах превысил требования в проекте приказа, который увидел свет только в середине 2012 года. Руководители ФАС постоянно заявляют, что текущих параметров рынка недостаточно, чтобы считать его цены репрезентативными, и при этом они предлагают установить количественные требования в два раза ниже достигнутого уровня. Как это согласуется между собой?
Учет всех требований к сделкам, содержащихся в проекте приказа ФАС и Минэнерго, может привести к тому, что часть биржевых продаж не будет учитываться регуляторами. Однако даже в этом случае сегодняшний биржевой рынок, по всей видимости, превосходит требования документа.
Или другой пример. На СПбМТСБ обсуждаются изменения в общую спецификацию биржевого товара. Производители нефтепродуктов, торгующие на бирже в соответствии с этим документом, предложили поправки, ухудшающие положение покупателей топлив. Так, покупатель сможет отказаться от приемки товара, если поставка которого просрочена более чем на 20 дней. Это условие противоречит нормам ГК РФ, так как сроки поставки биржевого товара не должны нарушаться.
Контролеры поставки (зачастую это производители нефтепродуктов и аффилированные с ними торговые компании) и независимые трейдеры по-прежнему работают на бирже в неравных условиях. Согласно общей спецификации, действуют две схемы осуществления поставки и денежных взаиморасчетов. Для контролеров поставки — это товарное, а фактически «бумажное» обеспечение своих продаж и авансированное перечисление поставщику денежных средств в оплату товара по сделке до осуществления поставки. Для независимых трейдеров и брокеров действует схема денежного обеспечения своих продаж поставщиком и перечисления денежных средств поставщику в оплату товара по сделке только после передачи им подтверждения в РДК о завершении поставки или об отгрузке партии товара.
Производители и их трейдеры торгуют на бирже по предоплате и не вносят гарантийное обеспечение на выставляемые ими нефтепродукты. Напротив, независимые участники рынка вынуждены продавать ресурс на бирже на условиях оплаты по факту поставки. Кроме того, независимые трейдеры несут дополнительные издержки из-за необходимости вносить гарантийное обеспечение. В результате трейдерам невыгодно перепродавать на бирже товар с наценкой менее 500 руб.
Согласно схеме денежного обеспечения, неисполнение одним из контрагентов своих обязательств по биржевой сделке приводит к возможности удержания через РДК неустойки в пользу пострадавшей стороны, причем как в случае неисполнения покупателем своего денежного обязательства, так и в случае неисполнения поставщиком обязательств по поставке товара.
В схеме товарного обеспечения не может быть применена неустойка при неисполнении поставщиком своих обязательств. Кроме того, в этой схеме у покупателя помимо неуправляемого рыночного риска существует риск потери основной суммы по сделке через долгосрочную дебиторскую задолженность поставщика.
Таким образом, на СПбМТСБ имеет место практика, когда покупатель в анонимном режиме торгов вынужден фактически каждый раз «играть в рулетку»: при пересечении его заявки с заявкой производителя сделка получает одни условия исполнения, а при пересечении с заявкой независимого трейдера — другие. Совершаемые на разных условиях сделки не должны формировать единую биржевую котировку и заключаться в рамках одного «стакана».
Такая коллизия неприемлема в условиях отсутствия прозрачных требований к организации для получения статуса контролера поставки, а также отсутствия в биржевых правилах особой категории для участников торгов, являющихся контролерами поставки.
Решением может стать распространение предусмотренной в настоящее время схемы работы для контролеров поставки только в отношении сделок, совершаемых ими на аукционах и торгах по первичной реализации биржевых товаров. Информация об объемах, предлагаемых для реализации на таких аукционах и торгах, должна раскрываться за несколько дней до их проведения. При этом реализация биржевого товара допускается на условиях франко-вагон станция отправления при НПЗ. Контролер поставки имеет право обеспечивать свои продажи на таких аукционах и торгах в товарные позиции.
Обычные торги по биржевому товару в анонимном режиме должны происходить на одинаковых условиях заключения и исполнения сделок. Заявки покупателей и продавцов должны обеспечиваться денежными средствами. Денежные средства в оплату биржевого товара по сделке должны перечисляться поставщику после передачи им подтверждения в РДК о завершении поставки или об отгрузке партии товара. Наконец, должна быть возможность применения неустойки при несостоятельности по сделке как со стороны покупателя, так и со стороны поставщика.
Широкой огласки эти проблемы не получают. Их периодически обсуждают на совете секции «Нефтепродукты» и в рамках заседания комитета по товарному рынку НАУФОР. Чиновники не говорят о биржевых спецификациях и неравноправии контролеров поставки и простых «трейдеров», видимо, из-за специфичности этой тематики. Неудивительно, ведь усердные попытки сделать цены на бензин низкими в любом случае будут одобрены населением, а методичная работа по построению цивилизованного и прозрачного рынка может никак не отразиться на рейтингах.
Регулирование рынка нефтепродуктов и биржевой торговли по-прежнему осуществляется исключительно в форме попыток повлиять на цену на бензоколонке. ФАС, которая должна защищать интересы всех участников рынка, не обращает внимания на неравенство участников торгов и попытки нефтяных компаний создать для покупателей на бирже заведомо невыгодные условия работы.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________