Топливный рынок Москвы и области в ближайшую пятилетку ждут серьезные изменения. «Роснефть» обещает, что через 2 года в Московской области запыхтит нефтеперерабатывающий завод, а ЛУКОЙЛ заявляет, что через 5 лет расширит сетку нефтепродуктопроводов за счет строительства собственной трубы. Эксперты в этой битве титанов приоритет отдают строительству завода. И все это говорит о том, что начинается новый виток серьезной борьбы вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) за самый лакомый кусок топливного пирога России — московский рынок.
Ежегодно Москве и области, по разным оценкам, требуется от 7 до 10 млн т моторного топлива. При этом в столичном регионе действует всего один нефтеперерабатывающий завод — Московский (принадлежит «Газпром нефти»), который обеспечивает порядка 40% потребностей региона в нефтепродуктах, выпуская ежегодно около 10 млн т продукции, из которых примерно 2,5 млн т составляют бензины.
Единственным нефтепродуктопроводом, обеспечивающим потребности региона в топливе, является Московский кольцевой трехниточный нефтепродуктопровод (МКНПП), принадлежащий ОАО «АК «Транснефтепродукт» и называемый в народе «системой кольца». По трем ниткам трубопровода транспортируются бензины, дизельное топливо и авиакеросин.
Поставки бензинов в московский регион осуществляют также ТНК-ВР с Рязанского, Саратовского и Ярославского НПЗ, ЛУКОЙЛ с Нижегородского НПЗ (Норси), «Роснефть» с Самарской группы заводов. «Татнефть» также представленная в розничном сегменте столицы, закупки бензинов осуществляет самостоятельно. Таким образом, московский рынок является регионом присутствия практически всех вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), за исключением «Сургутнефтегаза».
Однако уже через 5 лет нефтяники обещают перекроить топливный рынок Москвы и области. Так, «Роснефть» в июне с.г. объявила о планах построить в Московской области нефтеперерабатывающий завод мощностью 12 млн т в год. Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что компания уже договорилась с правительством Московской области о строительстве завода, подобрала участок с соответствующей инфраструктурой, доступом к магистральному нефтепроводу, а также продуктопроводу. Завод компания обещает построить всего за 2 года. На вопрос, какому району Московской области достанется этот «подарочек», в пресс-службе «Роснефти» упорно молчат.
Однако И.Сечин давал подсказку, что завод построят в непосредственной близости от трубопровода и нефтепродуктопровода. А в Московской области всего два места, где трубопроводы «Транснефти» пересекаются с кольцевым нефтепродуктопроводом — это Коломна на нефтепроводе «Рязань — Москва» с южного направления и Балашихинский с трубой «Ярославль — Москва» с северного. Пока же общественность склоняется к мысли, что новый НПЗ расположится в районе Коломны, так как именно туда в свое время хотели вынести площадку Московского НПЗ «Газпром нефти».
Эксперты по-разному оценивают перспективы «Роснефти» по экспансии на московской топливный рынок. Например, глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша считает это оправданным и обоснованным. «Все хотели бы построить НПЗ в Московской области. В московском регионе в опте присутствует только «Газпромнефть-Центр», тогда как ни «Роснефть», ни ЛУКОЙЛ в опте не присутствуют, ТНК-ВР реализовывает большие объемы топлива только через биржу, а «Татнефть» закупает топливо самостоятельно. Строительство нового НПЗ было бы экономически безопасно для региона», — отметил Е.Аркуша, добавив, что недавние слухи об аварии на установке каталитического крекинга на Московском НПЗ вызвали панику у трейдеров, в результате чего цена на топливо в опте резко подскочила.
А вот глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что новый НПЗ в Московской области целесообразно было бы строить только взамен существующего завода. «Наличие двух НПЗ сравнительной мощности в одном регионе экономически неоправданно. Московский регион дефицита в нефтепродуктах не испытывает, поскольку получает нефтепродукты с других НПЗ европейской части России», — высказал свое мнение Г.Сергиенко в беседе с РБК.
Впрочем, некоторые эксперты не исключают того, что «Роснефть» значительную часть объемов выпускаемых бензинов с нового НПЗ в Подмосковье будет экспортировать.
Между тем официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил, что мощностей двух существующих нефтепроводов (общей мощностью около 12 млн т нефти), проходящих через московский регион, для загрузки планируемого «Роснефтью» завода не хватит. «Если проект и будет реализован, то только с учетом расширения существующей инфраструктуры», — отметил он.
А в начале июля московский топливный рынок взбудоражила еще одна новость, на этот раз от ЛУКОЙЛа. Компания договорилась с правительством Московской области о строительстве нефтепродуктопровода с принадлежащего ей Нижегородского НПЗ (Норси) в Московскую область мощностью около 2 млн т в год. Трубу длиной 500 км компания обещает построить за 5-7 лет.
При этом ЛУКОЙЛ не исключил, что для реализации этого проекта будет сформирован пул нефтекомпаний, которые смогут поставлять нефтепродукты по новому продуктопроводу в Москву и область. «Мы с «Роснефтью» говорили на эту тему, заинтересована также «Башнефть», — делился глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Кроме того, было заявлено, что этот проект положительно повлияет на стоимость нефтепродуктов в столичном регионе, будет держать ее в «приемлемых рамках», а также позволит сократить логистические расходы нефтяной компании на транспортировку топлива в Москву и область.
Эксперты в свою очередь отмечают, что реализация этого проекта не окажет существенного влияния на цену на бензин, так как главенствуют в этом вопросе три фактора: налоговая нагрузка, инфляция и мировые цены на нефть.
С планируемым нефтепродуктопроводом история выходит очень загадочная. Этот проект под рабочим названием НПП «Кстово – Нагорная» включен в долгосрочную стратегию «Транснефти» по развитию нефтепродуктопроводов России до 2020г. А в материалах «Транснефтепродукта» (владелец нефтепродуктопроводов РФ) говорится о том, что для обеспечения нефтепродуктами московского региона «Роснефть» и ЛУКОЙЛ предложили рассмотреть вопрос о реализации проекта строительства нового нефтепродуктопровода от Кстово до ППС «Нагорная», расположенного на кольцевом нефтепродуктопроводе вокруг Москвы. «К настоящему времени выполнены технико-экономические расчеты. В январе 2012г. в Минэнерго прошло совещание с участием ЛУКОЙЛа, на котором компания подтвердила заинтересованность в реализации проекта и обязалась предоставить предложения по ресурсной базе и схеме финансирования», — говорится в материалах «Транснефтепродукта». При этом технические параметры указаны следующие: мощность 3,8 млн т в год, длина 465 км.
На каком этапе «Роснефть» поняла, что не будет участвовать в реализации проекта, непонятно. Ведь соглашение о намерении реализовать проект с С.Шойгу подписывал только В.Алекперов. В ЛУКОЙЛе сказали лишь, что в настоящее время рано говорить о какой-либо конкретике, варианты обсуждаются разные.
Эксперты считают, что заявленные «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом проекты нецелесообразно реализовывать одновременно, так как топливный рынок Москвы и области, несмотря на свою привлекательность, все же не резиновый. Однако приоритет все-таки отдают заводу «Роснефти».
Заместитель генерального директора компании-трейдера «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков считает, что ЛУКОЙЛу целесообразнее не строить трубу, а войти в кооперацию с «Роснефтью» по строительству завода. По подсчетам эксперта, затраты на строительство нефтепродуктопровода могут окупиться лишь через 14-15 лет. «Срок на первый взгляд большой, но для таких больших и затратных проектов это норма», — считает В.Костюков.
По подсчетам экспертов, в сутки московский регион потребляет около 16 тыс. т топлива, темпы роста будут составлять 3-5% в год. Поэтому совсем неудивительно, что этот рынок является одним из самых привлекательных для крупнейших нефтекомпаний.
И действительно, нефтяники в последнее время в маркетинге своей продукции не скупятся на креатив: выпускают топливо под собственным брендом, открывают тематические АЗС, проводят различные специализированные акции, начиная от благотворительных и заканчивая в чистом виде маркетинговыми вроде 8% скидкой на бензин для дам в Международный женский день. Интересно будет посмотреть, какие креативные решения для продвижения своей продукции представители отрасли найдут через пять лет.