ФАС опубликовала проект постановления правительства, утверждающего «Критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков». Речь идет пока только о биржевых торгах нефтью и нефтепродуктами. Согласно проекту, компании, доминирующие на этом товарном рынке (шесть крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний), теперь должны будут соблюдать определенные условия при биржевых продажах своей продукции.
«Нас не устраивает, и сколько нефтекомпании продают на бирже, и как, и когда»,— заявил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. «Нам необходимо, чтобы был ликвидный рынок нефтепродуктов. Сейчас топливо торгуется эпизодически: скажем, мазут представлен в достаточной степени, авиакеросин — в меньшей степени, дизельного топлива достаточно, а бензина — нет»,— добавил он.
Разработанный ФАС документ существенно ограничивает возможности нефтяных компаний гибко реагировать на изменение конъюнктуры. Во-первых, они должны будут утвердить годовой и помесячные планы реализации нефтепродуктов на бирже отдельно по каждому виду товара (по Аи-92, дизельному топливу, авиакеросину и т. д.) и отдельно по каждому базису поставки и сроку исполнения договора. Планы должны быть утверждены не позднее чем за десять дней до начала соответствующего календарного периода и в трехдневный срок переданы бирже, которая размещает их на своем сайте.
Во-вторых, объем продаж в рамках годового и месячного планов «должен быть не менее величины», установленной ФАС и Минэнерго. Ранее служба предписывала нефтяникам реализовывать на бирже не менее 10% от объема потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке. Анатолий Голомолзин пояснил, что биржевые продажи в соответствующем объеме должны происходить с каждого НПЗ, чтобы нефтепродукты присутствовали на всей территории страны. Он также признал, что планка в 10% внутреннего потребления является предложением ФАС, которое еще предстоит согласовать с Минэнерго.
В-третьих, компании, согласно документу, должны будут равномерно реализовывать запланированный на месяц объем, распределяя все виды товаров равными порциями по всем торговым сессиям, приходящимся на данный месяц. Кроме того, компании должны будут заранее, еще при публикации месячного графика, указать, на какой именно товарной бирже планируются продажи в данный конкретный день. ФАС отдельно отмечает, что адресные и нестандартные сделки не будут учитываться в общем объеме месячных продаж и должны совершаться сверх него.
Единственная указанная в документе причина, позволяющая компании нарушить принцип равномерности реализации,— это перераспределение объемов из-за отмены торговой сессии биржей. На вопрос, не считает ли ФАС свои предложения шагом в направлении госрегулирования рынка, господин Голомолзин ответил отрицательно. «Нет, мы считаем, что это шаг к формированию организованного рынка. Мы не можем ждать 50–100 лет эволюционного развития, как биржи Лондона или Нью-Йорка»,— заявил он.
Прямых санкций за нерегулярную продажу нефтепродуктов не предполагается, однако нарушители рискуют попасть под обвинение в ограничении конкуренции и получить оборотный штраф, пояснил заместитель главы ФАС. Ведомство выбрало для обсуждения своего предложения удачное время: цены на нефть опустились до минимумов этого года, стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке выше экспортной альтернативы, и у компаний нет возможности сократить продажи на внутреннем рынке.