Игорь Сечин потерпел первое поражение в борьбе с новым правительством за сохранение своего влияния на ТЭК. Как стало известно, Белому дому удалось резко ограничить полномочия бывшего вице-премьера, а ныне главы “Роснефти” на посту ответственного секретаря новой президентской комиссии по ТЭКу. В итоговом варианте указа президента о создании комиссии не зафиксированы полномочия Игоря Сечина, которые в исходном тексте документа были очень широки. Тем не менее именно он собирает с нефтяников темы для обсуждения к первому заседанию комиссии, которое должно пройти на следующей неделе, пишет “Коммерсантъ”.
Как сообщили представители правительства, текст указа президента N859 “О комиссии при президенте РФ по вопросам развития ТЭК и экологической безопасности” от 15 июня 2012 года наконец поступил в официальную рассылку Кремля и Белого дома. Этот текст не содержит пунктов 9-11 версии, опубликованной 15 июня на сайте kremlin.ru и считавшейся официальным указом президента. Между тем именно в них содержалось детальное описание полномочий ответственного секретаря комиссии, главы “Роснефти” Игоря Сечина, а также помощника президента Антона Устинова.
Высокопоставленный источник в Белом доме пояснил, что Владимир Путин подписал 15 июня исходный текст указа, но в рассылку он не поступил, поскольку “многие члены правительства”, в том числе премьер Дмитрий Медведев, имели собственные замечания к тексту. Они и были учтены в окончательной версии указа N859, подписанной Владимиром Путиным. Собственно, чисто юридической претензией к тексту было его противоречие с законом о правительстве. В пункте “в” первой версии ответственный секретарь комиссии имел право давать поручения, запрашивать дополнительные материалы у членов комиссии, органов власти, организаций и должностных лиц. То есть Игорь Сечин получал право формально руководить членами правительства и даже проводить с ними, равно как и с губернаторами и руководителями “организаций”, некие “предварительные совещания”. В свою очередь, помощник президента Антон Устинов имел право осуществлять и “иные функции” по обеспечению деятельности комиссии.
В итоге Владимир Путин предпочел вообще отказаться от детализации роли ответственного секретаря комиссии и своего помощника. Право “давать поручения” он в новой версии указа переписал на себя, как на председателя комиссии, а прочие полномочия — предварительно рассматривать материалы, поступившие в комиссию, утверждать повестку дня, вести вместо себя заседания комиссии, контролировать исполнение поручений, а также приглашать в комиссию лиц, не являющихся ее членами,— из текста вообще изъяты. “Были предложения ввести должность заместителя, но с учетом стратегического характера сектора решено, что президент будет управлять комиссией лично. Ответственный секретарь будет обеспечивать и организовывать работу по поручению главы государства”,— пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Игорь Сечин сохранил пост ответственного секретаря президентской комиссии по ТЭКу, но что теперь означает должность, юридически не определено. Мало того, без формального права Игоря Сечина самому определять, чем именно займется комиссия (а ее решения обязательны), она во многом теряет смысл: у Владимира Путина полномочия в этой сфере есть и так, как у президента, а обычный ответственный секретарь президентской комиссии в практике Кремля отвечает скорее за правильный документооборот, чем за его содержание.
Смысл происходящего достаточно очевиден: правительство Дмитрия Медведева эффективно противостояло попыткам Игоря Сечина сохранить обширный контроль над ТЭКом за пределами “Роснефти”. В первую очередь речь идет о сохранении влияния правительственных комиссий по ТЭКу и электроэнергетике — ими руководит вице-премьер Аркадий Дворкович, положения о них действуют еще в старой версии. Предложения о составе, полномочиях и задачах правительственной комиссии по ТЭКу Аркадий Дворкович будет готов представить премьеру Дмитрию Медведеву в ближайшее время, сообщил представитель аппарата господина Дворковича.
Сам Аркадий Дворкович подтвердил, что знаком с новой версией указа. По его мнению, в сосуществование двух комиссий — президентской и правительственной изменения в указе не вносят. “Президентская комиссия, по моему мнению, будет, как и предполагалось, заниматься более стратегическими вопросами, правительственная — оперативными”,— пояснил он. Положения о правительственных комиссиях по ТЭКу и по электроэнергетике он будет предлагать премьер-министру “немного” поправить, но правки скорее будут техническими.
По данным издания, ситуация с двумя версиями указа N859 не осталась внутренней интригой Кремля и Белого дома, о ней еще накануне знали как минимум в крупных компаниях. И оценки того, что значит исправленный текст, расходятся. Собеседники, близкие к президентской комиссии, считают, что отсутствие в положении полномочий ответственного секретаря “ничего не меняет” и де-факто у Игоря Сечина все равно останутся “первоначальные полномочия”. Но у источников среди нефтяников другое мнение. “Продолжается деление полномочий и сфер влияния между правительственной и президентской комиссиями, не все заинтересованы видеть в лице Игоря Сечина, который теперь даже не чиновник, основного куратора”,— рассказал топ-менеджер одной из компаний.
Однако пока Игорь Сечин ведет себя так, как будто ничего не случилось. Первое заседание комиссии может состояться уже на будущей неделе, рассказали несколько ее участников. И готовит его именно Игорь Сечин. Как говорят источники в нефтекомпаниях, с предложением предоставить интересующие вопросы для обсуждения к ним обратились на прошлой неделе. В большинство компаний и профильные ведомства (Минэнерго, Минприроды), представители которых входят в состав президентской комиссии по ТЭКу, пришли соответствующие запросы из ее секретариата за подписью Игоря Сечина. Исполнителем в документах значится Антон Устинов.
В запросах предлагалось внести предложения по повестке обсуждения до 4 июля. “Никаких четких критериев не было”,— говорит источник в одной из нефтекомпаний. Как удалось выяснить “Ъ”, в основном их интересуют стратегические моменты: налоговые льготы для месторождений с низкой рентабельностью, взаимодействие на внутреннем рынке нефтепродуктов, ход работ по модернизации НПЗ, госполитика в сфере утилизации ПНГ. Кроме того, ряд компаний предложили обсудить и более конкретные вопросы: возможный рост НДПИ на газ, увеличение экспорта нефтепродуктов в Европу, механизм изменения льгот для сельхозпроизводителей. Точную дату первого заседания президентской комиссии ее участникам пока не сообщили, обсуждается 10 июля, но окончательного решения нет. При этом на 9 июля было запланировано заседание правительственной комиссии, но позднее его отменили.