В ходе Петербургского международного экономического форума президент «Роснефти» Игорь Сечин и губернатор Подмосковья Сергей Шойгу подписали соглашение, предусматривающее возможность строительства в Московской области нового НПЗ мощностью 12 млн т в год. «Мы подобрали участок, чтобы магистральная труба была недалеко и нефтепродуктопровод. Я вам подскажу, есть два таких места»,— заявил Игорь Сечин, имея в виду, что идущее вокруг Москвы кольцо нефтепродуктопровода лишь в двух местах пересекается с магистральными нефтепроводами, снабжающими нефтью МНПЗ,— Ярославским и Рязанским.
Если решение о строительстве нового НПЗ будет принято, скорее всего, он будет построен на Рязанской трубе у Коломны, там в свое время уже была подобрана площадка для строительства НПЗ, когда еще при мэре Юрии Лужкове обсуждался вопрос о выводе МНПЗ из Москвы. По словам Игоря Сечина, проектирование начнется уже в текущем году, а строительство будет осуществлено «в сжатые сроки».
Сергей Шойгу добавил, что стоимость НПЗ оценивается в $7 млрд, средства предоставит ВТБ, строительство займет 2,5-3 года. По словам губернатора, главное требование к НПЗ — «это должно быть предприятие чистое, с современным оборудованием и глубиной переработки нефти 98%». Изначально предполагалось, что мощность нового НПЗ будет 7 млн т, уточнил Сергей Шойгу, однако в результате работы над проектом пришли к выводу о возможности доведения мощности до 12 млн т, что «позволит закрыть весь Центральный регион продукцией качества Евро-5».
Новый проект «Роснефти» ставит под вопрос судьбу МНПЗ, принадлежащего также государственной «Газпром нефти». Вопрос о закрытии НПЗ в черте города не раз поднимался общественностью и экологами, а весной у него возникли проблемы со снабжением нефтью по аварийному нефтепроводу, проходящему через нацпарк «Лосиный остров». «Строительство нового НПЗ будет иметь смысл только в случае закрытия МНПЗ»,— полагает Виталий Крюков из «ИФД-Капитала». Но первичной причиной он считает отнюдь не экологические проблемы. Современные технологии позволяют решить их, поясняет аналитик, в Европе есть примеры работы экологически чистых НПЗ в городской черте, а «Газпром нефть» инвестирует в экологию «миллиарды долларов». Но к 2015-2016 годам, когда может начать работу новый НПЗ, модернизация действующих НПЗ будет завершена, что приведет к избытку предложения топлива на внутреннем рынке.
В «Транснефти» добавляют, что нефтепроводы, снабжающие МНПЗ, работают на пределе пропускной способности и в текущей конфигурации не смогут обеспечить сырьем два завода на 12 млн т каждый. Для обеспечения нефтью нового НПЗ потребуется дорогостоящая реконструкция нефтепровода от Рязани до Коломны. Реконструкция будет осложнена тем, что поверх нефтепровода возведена масса незаконных строений; одним из вариантов может стать прокладка нового нефтепровода вокруг Москвы, но этот вопрос не прорабатывался. Для снабжения МНПЗ в прежних объемах также потребуется вдвое увеличить пропускную способность Ярославского нефтепровода. В «Газпром нефти» ситуацию не комментируют, пишет КоммерсантЪ.
По мнению Виталия Крюкова, «Роснефть» может предложить «Газпром нефти» принять участие в своем проекте при условии остановки МНПЗ. Впрочем, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша полагает, что в Московском регионе вполне могут сосуществовать два НПЗ, так как, с одной стороны, емкость столичного рынка позволит принять дополнительные объемы нефтепродуктов, а с другой — из региона можно как поставлять нефтепродукты в южном направлении, так и экспортировать на Запад. Он напомнил, что «Роснефти» не хватает нефтепродуктов, для обеспечения своих «регионов ответственности» компания вынуждена ежемесячно покупать по 150 тыс. т топлива. Впрочем, отметил господин Аркуша, «Роснефти» было бы разумнее построить НПЗ на Дальнем Востоке, где ситуация с нефтепродуктами более напряженная.