ООО «Альфа Влад ойл» (марка Benzo, 37 АЗС на территории края) приостановило продажу бензина марок АИ-92 и АИ-95. Как рассказали в компании, отсутствие бензина вызвано перебоями в железнодорожных поставках топлива оптовиками, а также плановым ремонтом нефтеперерабатывающего завода в Хабаровском крае.
Представители других частных АЗС Владивостока подтвердили, что дефицит бензина на приморском рынке ощутим, отметив, однако, что на большинстве частных заправок бензин еще есть. Исполнительный директор АЗС ООО «Компетент-Сервис» Иван Артемьев сообщил, что по состоянию на вторник отпуск топлива на станции производится без ограничений, однако из-за временного прекращения поставок руководство ожидает дефицит бензина. «Пока топливо есть, но хватит его ненадолго. Нам обещают, что через три-четыре дня ситуация нормализируется, но как будет на самом деле — неизвестно»,— отметил господин Артемьев.
Представитель одной из местных сетей АЗС, пожелавший остаться неизвестным, предположил, что дефицит топлива в Приморье вызван искусственно, с целью «найти повод поднять цены». «Нам говорят, что топлива нет, нефтебазы сухие. Но такое в Приморье происходит каждый год, и каждый раз потом поднимаются цены»,— рассказал собеседник.
Представители одного из основных поставщиков топлива в Приморье — НК «Альянс», контролирующего треть АЗС края (около 340 АЗС), подтвердили, что дефицит топлива связан, в том числе, с ужесточением требований к железнодорожным перевозкам нефтепродуктов, а также ремонтом на нескольких нефтеперерабатывающих заводах на западе страны. Пресс-секретарь компании Андрей Румянцев сообщил, что на заправках «дочки» НК «Альянс» — ОАО «Приморнефтепродукт» — запасов топлива хватит как минимум на 20 дней, однако оптовая продажа частным АЗС в Приморье действительно прекращена. При этом сроки возобновления отпуска бензина частным станциям господин Румянцев назвать затруднился. «На начало новой недели мы видим, что раздавать топливо нельзя, так как мы сами можем оголиться. Когда ситуация нормализуется мы, может быть, начнем потихоньку мелким оптом раздавать, но пока мы вынуждены отдавать приоритет своей сети»,— рассказал господин Румянцев.
Кроме того, в качестве одной из причин дефицита топлива участники приморского рынка называют приостановку доставки бензина по железной дороге. Эту информацию подтвердили в пресс-службе ДВЖД, рассказав, что в связи со взрывами на артиллерийском складе в районе станции Сунгач 18 мая было задержано 18 нечетных грузовых поездов (общее время задержки составило 36 час. 45 мин.) и 73 четных грузовых поезда (время задержки 127 час. 9 мин.).
Представители госструктур сообщают, что им известно об угрозе дефицита топлива. Как рассказала пресс-секретарь УФАС по Приморью Кристина Мирзаева, ведомство выявило приостановку продажи топлива на некоторых заправках Владивостока, но решение этой проблемы «не находится в его компетенции». «Мы следим и знаем об этом, но сделать в данном случае ничего не можем»,— сказала госпожа Мирзаева. Тем временем в начале этой недели УФАС зафиксировало повышение стоимости всех видов бензина на заправках НК «Альянс» на 30 копеек и дизельного топлива — на 70 копеек. «Поставщик объясняет это повышением оптовых цен, мы проверяем информацию»,— рассказала пресс-секретарь. Аналогичный рост стоимости бензина на заправках НК «Альянс» был отмечен и в Хабаровском крае, пишет КоммерсантЪ.
Ситуация не приведет к серьезному топливному кризису, считают эксперты. «Не думаю, что это реальная угроза, в то время как отмена перевозок топлива в легких цистернах была необходима. Это нужно просто перетерпеть»,— считает директор ДВНИПИ-Нефтегаз Александр Гульков. По его словам, в связи с началом посевной и сокращением железнодорожных поставок топлива будет не хватать только на частных АЗС края, тогда как основные поставщики найдут возможность не снижать продажи бензина. «К тому же, если ситуация ухудшится, к ее разрешению подключатся власти. В частности, назначенный министром по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев имеет большой опыт в регулировании подобных проблем»,— добавил господин Гульков.