В ходе селекторного совещания по вопросам сельского хозяйства и.о. министра финансов Антон Силуанов заступился за нефтяников. По его мнению, необходимо учитывать не только мнение сельхозпроизводителей, но и производителей нефтепродуктов.
По оценке экспертов министерства, недополученная прибыль нефтяных компаний из-за того, что они продают горюче-смазочные материалы сельхозпроизводителям по заниженной цене, по итогам первого полугодия 2012 года составит 12 млрд руб. Министр напомнил, что с марта по июнь действует 30-процентная скидка от оптовой цены. По второму полугодию решения о льготе нет, и.о. первого вице-премьера Виктор Зубков сообщил, что правительство определится в течение десяти дней.
Средние оптовые цены на 12 мая на дизельное топливо составили 29,36 тыс. руб. за литр, АИ-92 — 31,47 тыс. руб. Соответственно сельхозпроизводители получат горючее на треть дешевле. Скидки действуют в период посевной и уборочной. По словам Михаила Крылова, ведущего аналитика компании «Альпари», они предоставляются на все виды горючего, что «вызывает возмущение крупных нефтяных компаний». Как рассказали в «ЛУКОЙЛе», только дизельного топлива с марта по июнь в 31 область поставки составили 275,37 тыс. тонн, бензина — 0,6 тыс. тонн.
Антон Силуанов считает более эффективным субсидировать аграриев выборочно, а не всех сельхозпроизводителей в массовом порядке. Кроме того, он предложил решение о скидках на цены на топливо тому или иному предприятию передать на уровень регионов. Причем предпочтение отдавать тем, кто развивает новые производства и внедряет инновационные технологии.
Эксперты скептически отнеслись к предложению главы финансового ведомства. По словам консультанта департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрея Чернявского, инициативы по ограничению доступа к льготам могут привести к обратному результату. «Развитие высокотехнологичных производств — это, конечно, важное направление. Однако для инновационных проектов, как правило, необходимы дополнительные инвестиции. Рентабельность сельскохозяйственного комплекса далеко не везде позволяет выделять средства на инновации. Поэтому многие аграрии рискуют остаться без льготного топлива», — отмечает собеседник. Кроме того, говорит эксперт, фактически решения о степени инновационности того или иного хозяйства будет приниматься индивидуально, значит, есть основания ожидать роста коррупции, пишет mn.ru.
Стоимость сельхозпродукции на 70% определяется ценой топлива, говорит Михаил Крылов. Значит, если сельхозпроизводители будут покупать горючее по рыночной цене, стоимость конечной продукции значительно возрастет.