Запрет нефтяникам переуступать экспортные квоты на прокачку по системе “Транснефти” может быть отменен. Минэнерго запросило у компаний соответствующие предложения. Противников идеи обнаружить не удалось: против переуступки квот не возражает даже “Транснефть”, застраховавшая свои риски принципом “качай или плати”, пишет “Коммерсантъ”.
Минэнерго изучает возможность отмены запрета на переуступку экспортных квот на прокачку нефти через систему “Транснефти”. Соответствующее письмо с просьбой выразить отношение к проблеме направил в нефтекомпании и “Транснефть” замминистра Юрий Сентюрин, отвечающий за составление графика прокачки. Источники в Минэнерго уточнили, что прислать предложения компании должны были к 20 апреля, но ни одного ответа не получено. В нефтекомпаниях подтвердили, что выступают за возврат права переуступки квот. В “Транснефти” попытались дистанцироваться от ситуации, заявив, что компанию устраивает любой вариант, поскольку с введением принципа “качай или плати” она застраховала риски потерь от возможного снижения прокачки в результате либерализации.
Составление экспортных графиков не раз становилось причиной громких скандалов. В течение многих лет поставки нефти за рубеж по системе “Транснефти” были более выгодными для нефтяников, чем продажи на внутреннем рынке или другие направления экспорта. Ситуация усугублялась тем, что до недавнего времени у “Транснефти” был дефицит мощностей в западном направлении. Непрозрачные механизмы распределения квот вызывали жалобы нефтяников на дискриминацию и обвинения чиновников в злоупотреблениях.
При этом до недавнего времени компания, не получившая места в графике прокачки по интересующему ее направлению, могла выкупить квоту или иным способом добиться ее переуступки. Фактически существовал черный рынок квот, продавцами на котором выступали компании, обладающие наибольшими лоббистскими возможностями и получившие наиболее выгодные направления. После многочисленных жалоб в марте 2011 года постановлением N 218 правительство утвердило правила обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в РФ. Переуступка квот в графике прокачки между компаниями была запрещена. Ответственность за составление экспортных графиков возлагалась на Минэнерго, которое также согласовывало изменения и переуступки. Предполагалось, что мера покончит с черным рынком и коррупцией при распределении квот.
Но источники на рынке утверждают, что этого не произошло, а компании, которые еще недавно жаловались на старые правила составления графиков, начали вспоминать их с ностальгией. По правилам Минэнерго распределяет среди компаний объемы по направлениям пропорционально поданным заявкам, причем графики прокачки на ближнее и дальнее зарубежье формируются отдельно. В итоге компании подчас получают направления экспорта, которыми не могут воспользоваться физически.
Результатом стало несколько скандалов, связанных с невозможностью прокачки или отказом компании воспользоваться квотой. Один из последних произошел после предоставления “Роснефти” и ЛУКОЙЛу места в апрельском графике прокачки нефти по нефтепроводу “Дружба” на Чехию, хотя компании уже более года не поставляли туда нефть. Получив квоту, компании не захотели ею воспользоваться, чем поставили чешские НПЗ в сложные условия. В последний момент Минэнерго компенсировало сорванные поставки, согласовав переуступку квот в пользу “Газпром нефти”. Однако из запланированных Минэнерго на апрель 350 тыс. тонн в Чехию было оформлено лишь 280 тыс. тонн нефти.
Решение Минэнерго о либерализации правил переуступки квот могло стать следствием именно скандала с поставками нефти в Чехию. С запуском БТС-2 у “Транснефти” появился профицит транспортных мощностей в западном направлении, а нефтяники получили альтернативное направление экспорта нефти в Европу: любая компания, не удовлетворенная предложенными условиями, может отказаться от своего места в графике прокачки через “Дружбу” и уйти на Усть-Лугу. По правилам вину за сорванные поставки в этом случае будет нести Минэнерго, а возвращение к торговле квотами может переложить ответственность обратно на участников рынка.