Как рассказал Интерфаксу источник в Минэкономразвития, представитель Минэнерго сообщил на совещании, что за это время отмечено увеличение бурения скважин на действующих месторождениях, но процесс модернизации переработки нефти так и не запущен. Минфин в свою очередь посчитал, что потери федерального бюджета от внедрения этой системы уже достигли 55 млрд. руб. В связи с этим профильным департаментам Минэкономразвития поручено еще раз все пересчитать, – пишут “Московские Новости”.
Отраслевые аналитики считают такой подход неверным. Андрей Полищук, аналитик Райффайзенбанка, обращает внимание на то, что бюджеты нефтяных компаний на модернизацию НПЗ растут. Он особо выделил “Роснефть”, которая утвердила рекордную инвестпрограмму на 2012 год – 480 млрд. руб. Это на 35% больше, чем в 2011-м. При этом большая часть средств пойдет на развитие добычи и около трети запланированных инвестиций – в программу модернизации НПЗ.
По словам Полищука, ждать эффекта от новой системы стоит года через два-три. К тому же, добавляет Дарья Козлова, аналитик Rye, Man & Gor Securities, в прошлом году была введена заградительная пошлина на бензин – 90% от цены на нефть, что, по ее словам, “убило многие инициативы”. Если бензин невыгодно экспортировать, то нет смысла его и производить в больших объемах и соответственно модернизировать НПЗ.
Отраслевые аналитики опасаются, что, пересмотрев расчеты, специалисты Минэкономразвития решат увеличить до 90% пошлину на мазут, который сейчас в большом количестве идет на вывоз. С такой инициативой ведомство выступало в марте. Как писали “МН”, если предложение министерства будет принято, госказна получит дополнительно порядка $6 млрд, но у нефтяников может не хватить средств на инвестиции в модернизацию технологических процессов. “Нет смысла увеличивать налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Сегодня и так 70-80% дохода с одного барреля уходит в налоги”, – считает Дарья Козлова.