Средний рост стоимости литра бензина в целом по России в период со 2 по 8 апреля составил 0,2%. До этого цены на автомобильное топливо в стране оставались стабильными с начала года.
По состоянию на 9 апреля средняя цена бензина составила 26,85 против 26,79 руб. на 2 апреля, стоимость дизельного топлива снизилась с 27,8 до 27,78 руб. Увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в 27 центрах субъектов. Наиболее существенно, на 1,5—1,7%, они выросли в Чебоксарах, Новосибирске и Казани. В 53 центрах субъектов цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. Удешевление топлива было зафиксировано в Горно-Алтайске — на 0,7%, Кызыле — на 0,4% и Томске — на 0,1%. Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге бензин в среднем за неделю подорожал на 0,2%.
Но повторения прошлогоднего кризиса на нефтепродуктовом рынке (дефицит топлива и резкий рост цен на него) чиновники не ожидают. Минэнерго сообщило «о положительной ситуации на топливном рынке страны». Постоянные запасы в регионах составляют десять суток и выше. Нефтяные компании поставили на экспорт в три раза меньше бензинов, чем в 2011 году, а на нефтебазах сейчас находится в три раза больше запасов автобензинов, чем в апреле прошлого года. Кроме того, зафиксирован рост производства в 15% по высокооктановым бензинам, до 10,4 млн т (на 11 апреля), сообщило министерство.
В начале года государство и нефтяные компании договорились о сдерживании до марта розничных цен на топливо. Первой нефтяной компанией, которая осмелилась поднять цены, стал ЛУКОЙЛ. Остальные ВИНК пока медлят, опасаясь санкций со стороны государства, в том числе штрафов ФАС. Рост топлива в основном заметен на независимых АЗС.
После президентских выборов нефтяники удерживали цены еще некоторое время, указывает аналитик Raiffeisen Bank Андрей Полищук. Повышение в начале апреля — следствие того, что они начали постепенно отпускать свои ограничения, но резкого роста опасаться не стоит. С 1 июля ставки акцизов на бензин повысятся второй раз за этот год, что добавит к стоимости топлива как минимум 30 коп., прогнозирует эксперт, пишет РБК.
Сегодня государство, по сути, перешло к абсолютно ручному регулированию розничных цен на топливо и в то же самое время менее жесткому управлению оптовыми ценами, что создает серьезные рыночные перекосы, отмечает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Из-за этого сегмент независимого бизнеса на топливном рынке может еще больше пострадать, а ВИНК получат свои выгоды за счет расширения доли на рынке. Искусственное сдерживание цен в рознице происходит на фоне роста операционных издержек бизнеса, что неизбежно приведет к дальнейшему повышению цен (если не будут снижены акцизы). Но, учитывая позицию государства, этот рост будет скорее всего более плавным, чем можно было бы ожидать. К тому же компании накопили существенные запасы топлива к началу автомобильного сезона, что может нивелировать резкие ценовые всплески, поясняет он.