Валерий Язев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:
Структура современной российской нефтяной отрасли окончательно сложилась в начале XXI века и получила все свои «особенности» в наследство от 90-х годов прошлого века. Отрасль имеет невысокую глубину переработки при высокой степени консолидации и фактически олигопольном характере сферы производства (добычи и переработки), слабой конкуренции в мелкооптовой и розничной реализации.
Основная часть производства (добычи и переработки) и сбыта (оптовая, мелкооптовая, розничная реализация) сконцентрирована в руках крупнейших нефтяных компаний («Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Башнефть»). Отрасль значима для страны, почти половина поступлений в федеральный бюджет — налоги от нефтяных компаний. По предварительным итогам, в 2011 году этот показатель составил 49,3%. Учитывая рост объемов добычи нефти — производство сырья в России сейчас выше, чем в Саудовской Аравии, — переработки нефтяного сырья, а также увеличения объемов экспорта нефти и нефтепродуктов, можно сделать вывод, что отрасль и нефтяные компании успешно справились с кризисом 2008 года.
Основные нефтепродукты (автомобильный бензин, авиационный керосин, дизельное топливо и топочный мазут) производятся в достаточных объемах, складывающихся из внутреннего потребления и экспорта. Таким образом, в России существуют необходимые предпосылки для формирования ликвидного и бездефицитного внутреннего рынка нефтепродуктов.
Тогда почему российский рынок нефтепродуктов испытал такие серьезные проблемы в 2011 году? Дефицит и рост цен на зимнее дизельное топливо в январе, локальные бензиновые дефициты весной и летом, недопоставки авиационного керосина в августе-сентябре? Как распределяются объемы, как происходит ценообразование, почему оно остается непрозрачным?
Сейчас ценообразование на нефтепродукты на внутреннем рынке основывается на ценах экспортного паритета с учетом премии для реализации на внутреннем рынке. Баланс спроса и предложения является важным фактором, однако он определяет лишь величину премии и отклонение цен от уровня экспортного эквивалента.
Идентичные подходы к формированию цен и одинаковая сбытовая политика на рынке у всех шести ВИНК, производящих свыше 85% моторных топлив, приводят к частой разбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Может ли такая привязка к мировому рынку устраивать нас? Нужен ли нашему внутреннему рынку свой центр ценообразования? До 2009 года роль такого «маркет-мейкера» выполняли уфимские НПЗ, после их ухода со свободного рынка казалось вполне логичным, что их место займут биржевые площадки, торгующие нефтепродуктами. В августе 2008 года нефтепродуктами начала торговать биржа НП МБНК, следом за ней на этот рынок вышла СПбМТСБ. 2008 и 2009 годы были периодом становления биржевой торговли, 2010 год показал устойчивые положительные результаты, 2011 год фактически свел все это почти к нулю. Не будем останавливаться на этапах, об этом уже много писалось, перейдем сразу к следствиям.
2010 год показал, что биржа, имеющая соответствующую инфраструктуру и обладающая современными технологиями, способна не только воспроизвести модель ценового «маркет-мейкера», но и успешно решить проблему формирования стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке, сделать этот механизм предельно прозрачным. На сегодняшний момент нет альтернативы биржам как основному источнику ценовой информации, который будет отражать сложившийся уровень цен на внутреннем рынке с учетом всех его факторов и особенностей.
Конкуренция между биржевыми площадками приводила к тому, что в течение всего 2010 года ценовые индикаторы бирж хорошо согласовывались с индикаторами агентств, также отражавшими цены на внутреннем рынке нефтепродуктов. Но оказалось, что у профильных министерств и ведомств нет единого понимания развития биржевого движения в области торговли нефтепродуктами. Приоритет задачи, призванной решить проблему государственного значения, был понижен до уровня простого бизнеса.
В отсутствие прозрачных правил и четких ориентиров развитие биржевой торговли нефтепродуктами стало саморегулирующимся процессом, цели которого стали определять сами нефтяные компании. Биржевые площадки, являясь только инструментом процесса торговли и ценообразования, стали невольными заложниками несовершенства процесса.
Концентрация биржевых торгов нефтепродуктами на одной бирже (СПбМТСБ) привела как к положительным, так и отрицательным для рынка результатам. Положительный результат выражен в том, что одновременно с этим были закреплены объемы, которые должны продаваться на бирже нефтяными компаниями — 15% от уровня производства. Существенно, с 7,87 млн тонн в 2010 году до 12,95 млн тонн в 2011 году, выросли суммарные объемы реализации нефтепродуктов через биржевые площадки. Отрицательный результат — устранение конкуренции среди бирж.
Отсутствие конкуренции между биржевыми площадками в 2011 году привело к тому, что при общем росте объемов продаж на 64,5% количество совершаемых сделок снизилось почти на треть, а объем средней сделки у основных продавцов вырос в 2 раза. Думаю, что не надо объяснять, что прозрачности ценообразованию это не добавило. К тому же отсутствие конкуренции между биржевыми площадками приводит к замедлению или прекращению совершенствования биржевых технологий, создает риски необоснованного роста тарифов биржи и, как следствие, роста издержек участников биржевых торгов и к монополизации рынка предоставления биржевых услуг.
Создание единой биржевой торговой сессии (ЕТС), призванной возродить утраченную конкуренцию между биржами, является абсолютно нерыночным решением, и не решит поставленной задачи, а приведет к окончательному исчезновению конкуренции уже до конца 2012 года.
Необходимо отказаться от «ручного» метода регулирования организации биржевой торговли, зафиксировать положительные результаты и возродить действенные методы конкурентной борьбы на рынке биржевых услуг по торговле нефтепродуктами.
В условиях, когда товарный рынок в России развит слабо, концентрация биржевого рынка нефтепродуктов в рамках одной коммерческой структуры может привести к методологическим и организационным ошибкам, которые не позволят достичь поставленных целей, пишет nord-news.ru.
Возрождение конкуренции на данном этапе даст новый виток развития биржевой торговли, направленной на решение государственной задачи повышения прозрачности ценообразования на нефтепродукты и, в свою очередь, создаст механизм, стимулирующий конкуренцию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов.