О возможности срыва экспортных поставок нефти в рамках проекта ВСТО вице-премьера Игоря Сечина предупредил президент «Транснефти» Николай Токарев. Причина возможного коллапса — недавнее распоряжение РЖД: всего неделю назад железнодорожная монополия предупредила операторов, что с 1 апреля вводит полный запрет на погрузку нефти в вагоны-цистерны, которые по документам заводов-изготовителей не предназначены для перевозки темных нефтепродуктов.
В результате из 8000 вагонов, задействованных «Транснефтью» для поставок нефти из Сковородина в порт Находка (15 млн т ежегодно), под запрет подпадают и будут отставлены до 5000 цистерн. «Это приведет к срыву экспортной программы и нанесет ущерб имиджу России как надежного партнера в поставке энергоресурсов», — пишет Токарев.
Запрет касается эксплуатации не всех цистерн, а только произведенных украинским «Азовмашем», говорит источник, близкий к РЖД (представитель это не комментирует). Ужесточить требования РЖД решила после ряда крупных аварий на железной дороге, рассказывают сотрудники крупнейших операторов и источник, близкий к РЖД. Последний инцидент произошел в конце января: в Амурской области с рельсов сошли 17 цистерн с нефтью, площадь разлива составила около 600 кв. м, объем — от 100 до 200 т нефти. Причиной катастрофы в РЖД тогда назвали «излом боковой рамы грузовой тележки производства «Азовэлектростали» (входит в «Азовмаш»). Этот же дефект в комплектующих украинского производителя вызвал несколько аварий в начале 2012 г. и более 10 в прошлом году, отмечала российская монополия.
Причина катастроф — не брак, а непрофильное использование цистерн, заявлял в конце марта «Азовмаш».
В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%, объясняют сотрудники крупного оператора и грузоотправителя.
Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и «не ломало» при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные.
Под запрет РЖД подпадает около 40 000 цистерн производства «Азовмаша» — это порядка 20% всего подвижного состава, использующегося сегодня в России для перевозки нефти и нефтепродуктов, говорит исполнительный директор НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королев. Из них около 1500 вагонов задействовано в рамках проекта ВСТО, еще 2500 обеспечивают транспортировку нефти со станции Уяр на Комсомольский НПЗ «Роснефти». «Единовременное выпадение из перевозочного процесса такого количества вагонов неизбежно приведет к снижению объемов переработки нефти на НПЗ и срыву экспортных контрактов», — уверен эксперт.