Правительство обсуждает варианты перераспределения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. Профильные ведомства рассматривают возможность изменения налоговой системы 60—66 в сторону снижения налога, уточняет осведомленный источник «Прайм».
Налоговый режим 60—66 предполагал повышение с 1 октября 2011 года пошлин на экспорт темных нефтепродуктов (мазут, бензол, толуол, ксилолы, вазелин, парафин и смазочные масла), а также на дизельное топливо с 46,7% от пошлины на нефть до 66%. Пошлины на прямогонный и товарный бензин оставались на уровне 90% от нефтяных — это заградительные пошлины, введенные правительством в начале прошлого года в период топливного кризиса. Они делали невыгодным экспорт бензина, вследствие чего внутренний рынок насыщался. Несмотря на то что топливный кризис миновал, пошлины на бензин до сих пор остаются на уровне 90% от нефтяных.
Экспортная пошлина на сырую нефть по схеме 60—66 была снижена. Ранее ставка рассчитывалась по формуле «цена нефти на основе мониторинга за предшествующий месяц плюс 65% от разницы между этой ценой и $182 за тонну ($25 за баррель — цена, принятая за основную)», теперь в формуле фигурируют 60% от разницы цен.
Новые предложения предполагают снижение с 2014 года коэффициента при расчете нефтяной пошлины с 60% до 55%, а пошлина на экспорт нефтепродуктов (как светлых, так и темных) должна быть снижена до 60% от нефтяной.
Цель новой схемы — стабилизировать объем нефтедобычи и вовлечь в разработку новые месторождения. «Компаниями из-за налогового бремени действительно сложно вводить новые месторождения, а это необходимо, так как на старых месторождениях Западной Сибири добыча падает, — комментирует аналитик БКС Андрей Полищук. — Если будет введена предлагаемая система, показатель EBITDA крупнейших российских компаний, по нашим оценкам, увеличится на 10—14%, а это, в свою очередь, позволит вводить новые месторождения».
На прошлой неделе источники сообщали, что Минэкономразвития считает, что схема 60—66 не оправдала ожиданий в плане бюджетных доходов: за первые два месяца 2012 года дефицит бюджета уже составил 3% ВВП (порядка 245 млрд рублей).
В связи с этим звучало предложение увеличить экспортную пошлину на мазут до 90% от нефтяной. Эксперты оценили потери нефтяников от такого нововведения в общей сложности примерно в $7,55 млрд в год. В компаниях заявили, что повышение пошлин на экспорт мазута может разрушить нефтепереработку.
Эксперт Минфина Александр Сакович сказал «Прайму», что схема 55—60 «разумна для отрасли», но приведет в выпадению доходов бюджета. По его словам, даже снижение пошлины на бензин с нынешних 90% от нефтяной до 66% снизит доходы бюджета на 40 млрд рублей. «А если до 60% опускать, все 50 миллиардов будет», — предупредил эксперт.
Сакович отметил, что снижение доходов может быть компенсировано за счет других источников — например, за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых. «А это может повлечь за собой рост внутренних цен и спровоцировать инфляцию, — указал эксперт. — Необходимо просчитать все возможные последствия».
По оценке Алексея Кокина из «Уралсиба», режим 55—60 снизит бюджетные доходы от экспорта нефтепродуктов примерно на $6 млрд в год, а экспорт нефти принесет меньше на $12 млрд.
«Не думаю, что режим будет принят именно в таком виде, — полагает эксперт. — Помимо крупных денежных потерь такая схема дает нефтяникам неправильные стимулы — она повысит привлекательность экспорта темных нефтепродуктов (в первую очередь мазута), и компании не захотят инвестировать средства в модернизацию своих перерабатывающих активов».
Кокин полагает, что будет достигнут компромиссный вариант: пошлины на экспорт нефти и светлых нефтепродуктов будут снижены, а пошлина на мазут вырастет.
Аналогичного мнения придерживается и Полищук, который полагает, что в конечном итоге формула будет иметь вид 55—75, где 75 — пошлина на темные нефтепродукты в процентах от нефтяной.