Усмирять бензиновые цены в России начнут по новой технологии. Уже этой весной ставка акцизов на топливо может стать плавающей в зависимости от биржевых котировок нефти. Как сообщают в Федеральной антимонопольной службе, все разногласия с Минфином по этому вопросу практически сняты, и в ближайшие два месяца правительство должно рассмотреть новые поправки в Налоговый кодекс.
Механизм предлагается довольно простой и прозрачный. Если стоимость нефти на внешнем рынке будет расти, ставки акцизов будут пропорционально уменьшаться, играя роль стабилизатора. Для потребителя это будет означать, что бензиновые ценники, наконец, перестанут меняться регулярно. Таким образом, можно будет избежать топливных кризисов, наподобие прошлогоднего, когда во многих регионах наблюдался дефицит бензина, а стоимость дизельного горючего была заметно выше инфляции.
Между прочим, и сейчас оптовые цены на бензин медленно, но продолжают расти. Насколько вскоре может подорожать топливо в рознице, и где та планка, за которой автовладельцы перестанут его покупать? На вопросы «Утра России» ответила директор Топливно-энергетического независимого института Наталья Волынская.
По ее словам, повышение цен на 10-15% в ближайшие 2-3 месяца можно смело ожидать. «Безусловно, это не произойдет моментально, потому что одномоментный резкий рост вызовет реакцию со стороны регулирующих органов, но цены медленно будут ползти вверх, причем по всей стране», — уверена Волынская.
Но почему цены растут? Может из-за дорогостоящей переработки нефти в топливо? Как пояснила эксперт, последние 10 лет нефтепереработка хорошо развивалась. Но происходило это благодаря очень низкой ставке экспортной вывозной пошлины на мазут. А это в свою очередь означало следующее: российские компании нарастили большие объемы за счет роста первичной переработки нефти, уточнила Волынская, то есть нефтяная отрасль занималась тем, что она перерабатывала нефть в мазут, и на гораздо более выгодных условиях экспортировала его, зарабатывая на этом. В Восточной Европе у российских компаний много заводов, которые изначально были спроектированы не на переработку сырой нефти, а на переработку мазута. То есть в результате получается, что готовое топливо производится именно в Европе и является продуктом европейского рынка. Поэтому цены на бензин в России соответствующие, подытожила директор Топливно-энергетического независимого института, пишут Вести.