Экспортная альтернатива для бензина Премиум-95 на прошлой неделе существенно превысила как биржевые, так и спотовые цены внутреннего рынка.
В прошлом году экспорт бензина стал невыгодным после повышения вывозной пошлины до 90% от пошлины на нефть. Но в 2012 году нефтяные цены резко выросли, и теперь российским нефтяным компаниям теоретически выгоднее вывозить бензин, чем продавать его на внутреннем рынке. Так, на прошлой неделе две компании уже отгрузили на экспорт небольшие партии бензина. Напомним, прошлогодний бензиновый кризис, стартовавший как раз в середине марта, был отчасти вызван увеличением экспорта, спровоцировавшим дефицит топлива внутри страны.
Бензин, в отличие от мазута и дизельного топлива, не является для российских нефтяных компаний «классическим» экспортным товаром. Изменение внешней конъюнктуры компании, как правило, отыгрывают через повышение цен на бензин на внутреннем рынке. Однако в этом году нефтяники не могли повысить розничные цены, поскольку договорились с правительством оставить их до выборов на уровне декабря. Кроме того, компаниям было поручено создать рекордные резервы топлива к апрельскому пику потребления. В январе вице-премьер Игорь Сечин обещал компенсировать нефтяникам их потери от «замораживания» цен, однако механизм компенсации до сих пор не ясен. На прошлой неделе в Минэнерго вообще заявили, что компенсировать нечего: в январе—феврале на внутреннем рынке был создан профицит топлива, и компании, по мнению министерства, все равно не повышали бы цены.
В правительстве осознают, что, если стоимость бензина на внутреннем рынке хотя бы сравняется с экспортной альтернативой, цена литра Аи-95 на заправке может вырасти сразу на 2-3 руб. Чтобы этого не допустить, власти рассматривают возможность новой договоренности с нефтяными компаниями. 12 марта на совещании у Игоря Сечина обсуждалась даже возможность «замораживания» розничных цен на бензин до мая. Пока непонятно, что правительство может предложить взамен,— все ранее предложенные господином Сечиным схемы компенсации выпадающих доходов нефтяников были отвергнуты ведомствами. Рассматривался вариант понижения экспортной пошлины на мазут и летнее дизельное топливо, против чего высказались Минфин, Минэкономики и Минэнерго. Ведомство Сергея Шматко взамен предложило вернуться к концепции «плавающих» акцизов на топливо, но с этим не согласен Минфин. Вопрос о внутренних ценах на топливо будет вновь обсуждаться 21 марта на совещании у господина Сечина, которое пройдет в Усть-Луге, пишет КоммерсантЪ.
Если власти не сумеют «полюбовно» договориться с нефтяниками, а цены на нефть не упадут, то компании неизбежно нарастят экспорт топлива. В этом случае даже накопленные запасы бензинов в 1,7 млн тонн не смогут долго сдерживать внутренние цены. Впрочем, у правительства остается еще один действенный рычаг — повышение экспортной пошлины. Господин Шматко заявил на прошлой неделе, что, хотя внешняя конъюнктура и может повлиять на внутренние цены на топливо, «у нас есть механизмы регулирования подобных вещей — я имею в виду тарифно-таможенную политику».