Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин нашел, как ему кажется, верный способ решить проблему с дефицитом топлива на островных территориях. Комментируя на официальном сайте областной администрации топливный кризис, разразившийся на Сахалине в конце декабря — январе, губернатор сообщил, что решение достигнуто в режиме «ручного управления».
В частности, был проведен ряд совещаний в правительстве РФ, в результате поставки топлива в регион увеличатся с 15–17 тыс. тонн до 20–22 тыс. тонн в месяц. График завоза, согласованный и подписанный руководством «Роснефти», уже привез из Москвы на Сахалин первый зам губернатора Сергей Шередекин, утверждает сам господин Хорошавин. Чтобы избежать перебоев с поставками, достигнута договоренность о создании на острове новой дочки «Роснефти» — «Роснефть-Сахалиннефтепродукт». «Решение создать такую компанию пришло после того, как во время сложностей с поставками горючего не очень оперативно сработала компания „Роснефть-Востокнефтепродукт“. Ее руководитель уже освобожден от должности (генеральный директор Иван Патютько)»,— цитируются слова Александра Хорошавина. Однако чтобы избежать монополизации рынка, правительство Сахалина намерено привлечь альтернативного поставщика в лице НК «Альянс».
По предварительным договоренностям, нефтяная компания будет завозить на остров до 4 тыс. тонн топлива в месяц. Рост поставок повлечет за собой и рост объемов хранения, в частности — «Роснефть» увеличит свои хранилища до 30 тыс. тонн, говорится в сообщении. Собственный областной резерв Сахалина составит 7 тыс. тонн и будет использоваться в экстренных случаях. «А дальше на основании поручений председателя правительства РФ мы работаем над проектом нефтеперерабатывающего завода на Сахалине. И это решение проблемы в перспективе»,— цитируются слова губернатора.
Отметим, что в течение прошедшего года «Роснефть» и ее дочка «РН-Востокнефтепродукт» фигурировали в нескольких антимонопольных делах. В конце декабря 2011 года УФАС по Сахалинской области завершило очередное дело по обращениям независимых трейдеров — НО «Сахалинский топливный союз», ЗАО «Дизель-Трейд», ООО «Карат», ООО «АЗС-Рубикон». 19 декабря комиссия Сахалинского УФАС признала ООО «Роснефть-Востокнефтепродукт» виновной в нарушении закона «О защите конкуренции» и выдала предписание «о прекращении злоупотребления доминирующим положением». Но, по сообщениям сахалинских СМИ, 13 января в регионе снова наблюдался дефицит топлива на заправках «Роснефти», на независимых автозаправках ГСМ не было вовсе.
Источник в НК «Альянс» сообщил, что компания прорабатывает вопрос с поставками на Сахалин. В феврале предполагается поставка 2 тыс. тонн ТС-1 (реактивное топливо), относительно бензинов и ДТ пока сведений нет. «Чтобы говорить о реальной конкуренции, нужно, чтобы „Альянс“ приобрел свою базу на Сахалине, купил либо построил АЗС,— сообщил источник.— С точки зрения логистики, логично завозить с Комсомольского НПЗ, при этом договориться с „Роснефтью“ о замещении».
Директор института нефти и газа ДВФУ Александр Гульков считает, что кардинальным решением может быть только создание собственной переработки на Сахалине, причем на основе как нефтяного, так и газоконденсатного сырья. «Все прочие заявления нужно рассматривать в свете предвыборной кампании, и только потом — со стороны экономической целесообразности»,— считает он.
При этом, отмечает эксперт, именно «Роснефть» в будущем может стать оператором сахалинского проекта по нефтепереработке. Во-первых, компания завязана на госструктуры, следовательно, социально-экономические проблемы острова предстоит решать ей. Во-вторых, «Роснефть» ведет эффективную добычу на сахалинском шельфе, имеет необходимые финансовые и технические ресурсы, и ей проще наладить производство в непосредственной близости от своей сырьевой базы. Иностранные игроки вроде Exxon Neftegas Ltd. нацелены на собственную прибыль, ждать от них решения российских проблем с топливом не стоит, уверен эксперт.