Нефтяные компании выполняют неформальную договоренность с Минэнерго не повышать отпускные цены НПЗ. Однако этот «общественный договор» — в некоторой степени лукавство, ведь зимой цены на топливо и без того снижаются, о чем свидетельствуют данные Росстата. При этом на фоне заметно подешевевшего опта розничные цены практически не меняются.
Цены на российских АЗС замерли: они не растут, но и не падают — хотя основания для снижения есть. В то время как падение отпускных цен на НПЗ с начала года достигло уже 4%, розничные снизились от силы на 0,6%. С начала года самый популярный бензин АИ-92 подешевел на восемь копеек, а 95–й — на 17 копеек.
Разрыв между оптовой и розничной ценой нарастает. В то время как оптовые цены снижаются с октября, розничные либо повышаются, либо стоят на месте. Цены на АЗС плавно росли до конца января, потом за одну неделю слегка упали, а за последнюю неделю остались на месте. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики — средние цены на бензин марки АИ-92 составляли на 10 января 2012 года 26,32 рубля за литр, на 30 января — 26,18 рубля.
Отпускная цена нефтеперерабатывающих заводов на тот же 92-й бензин на конец 2011 года составляла 26,36 тыс. рублей за тонну, на 3 февраля — уже 25,76 тыс. рублей. Если бы снижение цены нашло отражение в розничных ценах, то литр Аи-92 на АЗС стоил бы дешевле не на восемь копеек, а чуть ли не на 70 копеек.
Нефтяники считают нынешние цены справедливыми.
— Сейчас по идее период стабилизации цен… Нефтяные компании прекрасно знали, что с 1 января будут повышены акцизы на все моторное топливо, поэтому подготовили достаточно большой запас топлива еще в декабре, — говорит представитель компании «ЛУКОЙЛ».
Однако, по его мнению, все равно рано или поздно рост цен начнется: накопленных выше обычной нормы запасов хватит лишь еще на полтора-два месяца.
По словам источника еще в одной крупной нефтяной компании, нынешние цены являются экономически обоснованными, и повышать их нет смысла. Но и снижения цен на заправках ждать не стоит. Розничные торговцы идти на это не готовы.
— На дизтопливо с осени цены сильно поднимались. Поэтому в преддверии зимы мы закупили большую партию зимнего дизтоплива и керосина, — рассказывает генеральный директор ООО «Дорис-нефтепродукт», президент Чувашского топливного союза Андрей Агеносов. — После нового года отпускные цены на НПЗ стали опускаться на 4–5 тыс. Получается, я купил топливо по дорогой цене… Конечно, я на заправке держу высокие цены. Мы, независимые АЗС, в отличие от вертикально интегрированных компаний, ничем не защищены: если бы я не купил эту партию, кто знает, вдруг бы столкнулся с дефицитом?
Между тем, маржинальная доходность автозаправочных станций с декабря неуклонно повышалась. И выросла на 92-й и 95-й бензины без малого в два раза — с примерно 8% до 14%.
— Сейчас маржа автозаправочных станций составляет 14%, но это очень мало, — говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
По его мнению, маржинальная доходность должна быть как минимум 15%, чтобы обеспечить покрытие всех налогов, затрат и минимальную — 1–2% — прибыль.
ФАС такое положение находит вполне естественным.
— Были сделаны запасы в предыдущие периоды в размере более 1 млн т по дизельному топливу, и то же самое касается бензина. Колебания цен слишком краткосрочные, чтобы можно было делать какие-то выводы. Мы, естественно, ситуацию мониторим, но пока никаких действий предпринимать не собираемся, — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Так как же будут вести себя розничные цены на топливо? Практически все участники рынка сходятся во мнении, что очередного скачка цен стоит ожидать весной.
— До марта цены расти не будут, а потом поднимутся, потому что акцизы поднялись. Как ни боролось наше правительство за низкие цены в прошлом году, за прошлый год цены на топливо в среднем выросли на 14%. В этом росте 7% пришлось на инфляцию, а 7% — на увеличение акцизов на топливо, — резюмирует Евгений Аркуша. — Бороться с ценами административными методами нельзя, нужно использовать экономические рычаги — снижение налоговой нагрузки, изменение тарифно-таможенного законодательства, отвязку цен от мировых путем тех же налоговых изменений. Только так можно добиться реального снижения цен, пишут Известия.
Первую волну повышения цен можно ожидать в марте-апреле с увеличением спроса. А с 1 июля еще раз будет повышен акциз, поэтому с 1 июля можно ждать второй волны повышения цен, считает представитель «ЛУКОЙЛа».