В Тюменской области за год бензин подорожал на 16, 8%, но повода для беспокойства представители федеральной антимонопольной службы в этом не видят.
Подробный анализ цен на рынке нефтепродуктов региона недавно был подготовлен Тюменьстатом: рост отмечен по всем категориям и не только на юге Тюменской области, но и в автономных округах.
Между тем, как сообщили ИИ «NewsProm.Ru» в ведомстве, тюменское УФАС России также осуществляет мониторинг оптовых и розничных цен в отношении нескольких поставщиков рынка, в числе которых операторы, входящие в структуру ВИНКов (ОАО «Газпромнефть-Тюмень», ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт»), а также и независимые участники рынка.
Полученные данные направляются в ФАС России, а также позволяют управлению оценивать действия его участников с позиции соблюдения требований антимонопольного законодательства.
Анализ динамики розничных цен на топливо и покупных цен на оптовом рынке, а также показателей, отражающих уровень доходности операторов от осуществления деятельности по реализации топлива на мелкооптовом и розничном региональном рынке, позволяет сделать следующие выводы.
Изменение ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов обусловлено ростом затрат операторов на приобретение топлива на оптовом рынке, т.е. рост розничных цен (цен АЗС) является следствием повышения производителями нефтепродуктов (НПЗ) отпускных цен на топливо.
Существенным является тот факт, что мелкооптовый рынок нефтепродуктов имеет межрегиональный характер, т.е. географические границы данного сегмента рынка нефтепродуктов выходят за пределы региона ответственности Тюменского УФАС России. Из чего следует, что Тюменское УФАС России не имеет возможности рассчитать долю каждого поставщика рынка и определить наличие или отсутствие доминирования на мелкооптовом рынке нефтепродуктов, что является обязательным условием для квалификации действий хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения запретов, установленных статьёй 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Начиная с мая 2011 года, также по поручению ФАС России, управление осуществляет еженедельный сбор информации об остатках нефтепродуктов в местах хранения, расположенных на территории Тюменской области (без автономных округов). Полученные данные направляются в ФАС России, а также используются управлением для контроля ситуации на рынке моторного топлива.
Предоставляемые хозяйствующими субъектами данные свидетельствуют о постоянном наличии нефтепродуктов на используемых ими нефтебазах региона.
Поскольку в течение указанного периода наблюдения, запасы нефтепродуктов присутствуют на нефтебазах приблизительно в равном количестве (изменение объемов происходят почти ежедневно (поступление/отпуск), следует вывод, что на сегодняшний день автомобильного топлива на нефтебазах региона присутствует в достаточном для удовлетворения потребности региона количестве.
Заявлений, касающихся наличия экономических или организационных препятствий для бесперебойной поставки моторного топлива на рынок региона в управление не поступало.
Данные мониторинга цен, проводимого управлением, свидетельствуют, что в условиях постоянного повышения в течение 2011 года отпускных цен на бензин АИ-92 и дизельное топливо, реализуемого одним из основных региональных поставщиков рынка с нефтебаз, уровень доходности хозяйствующего субъекта от продажи одной тонны моторного топлива на протяжении всего 2011 года не менялся.
Это также является подтверждением того, что повышение цен на нефтепродукты операторами рынка объясняется объективной необходимостью, связанной с ростом закупочных цен на топливо (цен НПЗ).
Географические границы оптового рынка нефтепродуктов не ограничиваются территорией какого-либо одного субъекта Федерации, данный сегмент рынка нефтепродуктов определен ФАС России как федеральный рынок. Проверка деятельности поставщиков оптового рынка нефтепродуктов, действующих в границах территории Российской Федерации, относится к компетенции центрального аппарата ФАС России.
Проанализировав все имеющиеся данные антимонольщики сделали следующий вывод: действий операторов регионального рынка нефтепродуктов, выразившихся в установлении экономически необоснованных розничных цен, в настоящее время не выявлено, признаки нарушения антимонопольного законодательства не установлены.