III Международный форум «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ» организован электронной торговой площадкой eOil.ru при поддержке ФАС, ФСФР, а также при участии ряда влиятельных международных организаций. В работе форума приняли участие около 300 делегатов из российских регионов и стран дальнего зарубежья. Мероприятие собрало ведущих специалистов российских и зарубежных компаний, среди которых представители мировых бирж и информационно-аналитических агентств, вертикально-интегрированных компаний и естественных монополий, нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, крупные трейдеры и независимые переработчики, а также инвестиционно-финансовые компании. Центральной темой форума стал международный и национальный опыт формирования индексов цен на нефть и нефтепродукты.
«Башнефть» не видит причин для роста цен на бензин на своих АЗС в ближайшие месяцы, цены останутся стабильными как минимум до конца марта, сообщил журналистам вице-президент компании по продаже нефтепродуктов Дмитрий Панкратов на Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ».
«В ближайшие несколько месяцев цены на АЗС компании расти не будут. Мы для себя причин для повышения не видим», — сказал Панкратов, отвечая на вопрос о возможном росте цен в связи с изменениями, происходящими на внешнем рынке.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев не исключил, что ведение странами ЕС эмбарго на поставки нефти из Ирана вызовет повышение мировых цен на нефть, что в свою очередь может оказать влияние на внутренний рынок России, но это влияние будет нивелировано существующими у властей инструментами — повышенными пошлинами на экспорт нефтепродуктов и созданными запасами топлива.
Также вице-президент «Башнефти» отметил, что с начала мая 2011 года компания не отправила на экспорт ни тонны бензина. Реализация нефтепродуктов происходила на внутреннем рынке РФ.
Отвечая на вопрос, как долго может продлиться стабильная ценовая ситуация на АЗС компании, Панкратов отметил, что, как минимум, до конца марта.
ФАС грозит нефтяникам десятикратным увеличением штрафов в случае нарушения закона о конкуренции на рынке нефтепродуктов. С такой позицией выступил на III Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ» глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. По его словам, до настоящего момента ФАС предъявляла к нарушителям относительно невысокие штрафные санкции, поскольку рынок, в том числе нефтяные компании, сама ФАС и суды, не были готовы к большим штрафам.
Артемьев пояснил, что вряд ли суд, когда появились первые подобные разбирательства, например, согласился бы утвердить штраф в размере 40 млрд рублей. «Сейчас система начала меняться, сделаны первые и решительные шаги», – отметил он, добавив, что на текущем этапе по претензиям ФАС с нефтяных компаний-нарушителей взыскано в федеральный бюджет более 18 млрд рублей. Артемьев пояснил, что относительно получения прибыли нефтяников эта сумма является незначительной, однако у ведомства стоит задача не взыскивать очень высокие штрафы, а призвать нефтяные компании соблюдать закон о конкуренции на рынке нефтепродуктов, в случае если этого не произойдет, «штрафы могут возрасти десятикратно».
Отвечая на вопрос о возможном повторении ситуации в феврале-мае 2011года, когда в некоторых регионах бензин исчез из продажи, а в других цена на него возросла до 50 рублей за литр, Артемьев выразил надежду, что такой ситуации больше не повторится. По его мнению, основная причина тогдашнего возникновения дефицита бензина – это не недостаток объема топлива, а попытка нефтяных компаний вытеснить с рынка независимых поставщиков, что является ценовой дискриминацией и нарушением закона о конкуренции. По результатам проведенной проверки ФАС возбудила более 70 дел в регионах, где наблюдался дефицит бензина и необоснованный рост цен. Ситуация стабилизировалась, нарушители были наказаны, отметил глава ФАС.
В случае, если к 1 июля поставки из Ирана в Европу и АТР полностью прекратятся, нефть к концу года может подорожать до 200 долларов за баррель, считает старший аналитик Энергетического центра СКОЛКОВО Мария Белова.
Причем эти оценки не учитывают крайний вариант – блокировку Тегераном Ормузского пролива, — через который на мировой рынок поставляется 20% потребляемой нефти. В настоящий момент Энергетический центр проводит оценку последствий реализации данного сценария.
Комментируя на III Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ» решение Евросоюза о введении эмбарго против Ирана, аналитик отметила, что постепенное сокращение поставок нефти не окажет существенного влияния ни на поставщика, ни на покупателя.
По ее словам, это связано с тем, что в нефтяном экспорте Ирана доля Евросоюза составляет порядка 20%, а доля иранской нефти в топливном балансе основных европейских стран (Италия, Испания, Греция, Бельгия) — от 6 до 14%. Более чувствительным для экономики Ирана станет возможный отказ от его нефти Южной Кореи и Японии. Последняя, кстати, уже приступила к сокращению объема импортируемого из Исламской Республики «черного золота».
Выступая в рамках первой сессии «Глобальные рынки энергоресурсов: вызовы и перспективы. Роль России в мире», эксперт также обратила внимание на то, что эмбарго в отношении Ирана – это второй случай в истории Евросоюза, когда страны выступили с единой позицией по вопросам энергополитики.
Весной этого года ФАС рассчитывает подготовить и опубликовать план действий по изменению ситуации на внутрироссийском рынке нефтепродуктов. Об этом сообщил руководитель ведомства Игорь Артемьев, выступая на Международном форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ».
«Весной 2012 года мы примем план действий по изменению ситуации на рынке нефтепродуктов», — сказал он, уточнив, что в этой стратегии будут прописаны все предложения по преобразованию и совершенствованию механизмов биржевой и внебиржевой торговли нефтепродуктами. «К концу 2012 года, я думаю, мы получим рыночную и прозрачную систему торговли нефтепродуктами», — отметил Артемьев.
«Мы предложили правительству провести в будущем полное реформирование системы вертикально-интегрированных компаний, вплоть до вопроса отделения сбытовых компаний от ВИНК, — сказал Артемьев. Однако это уже весьма радикальные меры». В качестве более щадящего варианта, по мнению руководителя службы, можно рассматривать вариант, когда нефтяная компания не должна обладать более 25% от общего числа бензоколонок в границах субъекта Российской Федерации. В качестве примера Артемьев привел действие закона «О торговле» в отношении торговых сетей.
На сессии III Международного форума «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ» обсуждалась проблема торговли производными инструментами на рынке нефтепродуктов. Свою точку зрения по этому вопросу высказал Генеральный директор ИГ «Петромаркет» Яков Рудерман.
В России существует два рынка по торговле нефтепродуктами: внутренний и внешний. Соответствующими инструментами для людей, занимающихся торговлей на внешнем рынке, являются фьючерсы, которые они используют для хеджирования своих рисков на рынке, а они существуют за пределами России. И ничего особенного в России им не нужно.
В основе всей пирамиды производных инструментов лежит базовый актив. Существует ли этот базовый актив в России? Если да, то тогда имеется техническая проблема: «Как запустить торговлю фьючерсными контрактами на этот базовый актив на той или иной бирже?» И это не проблема. Проблема заключается в том, что базового актива нет.
Никому не понятно, что такое цена на базовый актив, потому что нет никакого согласия на рынкев отношении того, что такое цена на базовый актив. Поэтому непонятно против чего хеджироваться и с какой ценой связаны риски.
А рынок бензина в России премиальный по отношению к внешнему рынку. На внутреннем рынке российские компании торгуют премией по отношению к нетбэку. Но этот факт экономически объясним. Это не блажь и не сговор, не злонамеренность нефтяных компаний, а их возможность и право (по тем правилам, которые создает государство) извлекать разумную и справедливую прибыль на рынке.
В условиях экстремальной ослабленности Европы и высокой волатильности, участники нефтяного сообщества нуждаются в качественном индикаторе, который сможет отражать реальные процессы, протекающие на нефтяном рынке.
Обсуждение международного и национального опыта формирования индексов на нефть и нефтепродукты оказалось во главе угла во время проведения второй сессии III Международного форума «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ» 24 января, на которой российские эксперты смогли высказаться, а зарубежные – поделиться опытом формирования рыночных индексов.
В Европе и в США на данный момент реальную конъюнктуру отражает оценочный стандарт OTC, признанный эталоном. Но там индексы формируются рынком, на бирже.
Как отмечает аналитик агентства Argus Media Питтер Кадди, для того, чтобы индекс отражал реальную ситуацию на рынке, аналитический центр должен предоставлять отчеты на основе сведений из нескольких источников, управляться несколькими обществами и быть максимально независимым , в том числе и от государственного управления.
Требуется единый прозрачный методологический стандарт – хорошо продуманный, доступный, релевантный. Впрочем, как подчеркнул докладчик из Австрийского федерального конкурентного ведомства (аналог российской ФАС) Райнер Кальтенбруннер, ценовая оценка не следует за фиксированным алгоритмом, ведь на рынок влияет множество факторов.
Проблемы с релевантностью в России есть и у индекса экспортного паритета, который зачастую просчитывается отнюдь не по тем маршрутам поставок, которые используют заводы, поэтому в действительности он не отражает транспортные расходы производителя.
Ошибочные значения индекс транспортного паритета принимает также и в том случае, если в расчетах средство транспортировки выбрано некорректно: например, когда затраты на транспортировку нефти, в реальности осуществляющиеся по трубе, оцениваются по стоимости ж/д перевозок. И наоборот.
Европейские эксперты сходятся во мнении, что «настоящая» цена на нефть и нефтепродукты та, которая сформирована на мировом рынке. И предупреждают, что непоследовательная политика, госрегулирование могут привести к тому, что цены на нефтепродукты внутри страны будут существенно отличаться от мировых.
25 января 2012 года в рамках проходящего в Москве III Международного форума: «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов» выступил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров.
Кашеваров рассказал участникам форума об инициативах ФАС России в области применения биржевых механизмов в антимонопольном регулировании. «Наша цель – сделать рынок предсказуемым», — подчеркнул Кашеваров.
Большой интерес у собравшихся вызвали вопросы формирования ценовых индикаторов и конкурентной цены на биржевых торгах, формирование ликвидного рынка нефтепродуктов, а также запуск нового механизма продажи нефтепродуктов в формате Единой Торговой Сессии. «Биржа – уникальный механизм, который создается для удобства участников рынка» — сказал Андрей Кашеваров.
Также участники форума обсудили вопросы создания срочных инструментов на нефть марки ВСТО. «Надо создавать условия для совершения сделок нерезидентами используя отечественную инфраструктуру», — отметил заместитель руководителя ведомства.
25 января 2012 года в период работы в Москве III Международного Форума «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов» состоялось первое совместное заседание Рабочей группы по исследованию вопросов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов и способов их функционирования.
Вели заседание заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов и представитель Австрийского федерального конкурентного ведомства г-н Райнер Кальтенбруннер.
В заседании рабочей группы участвовали руководители и специалисты конкурентных ведомств Австрии, Болгарии, Германии, Казахстана, Латвии, Португалии, России, Румынии, Украины.
Участники одобрили цели и задачи деятельности Рабочей группы, в частности, необходимость обсуждения инструментариев в целях проведения мониторинга и анализа оптовых и розничных рынков нефти и нефтепродуктов, изучения вопросов ценообразования на нефть и нефтепродукты на национальных рынках, в том числе влияние мировых цен.
Участники заседания обменялись мнениями и опытом наблюдения за рынками нефти и нефтепродуктов, а также опытом предупреждения нарушений конкурентного законодательства на этих рынках в своих странах. О российском опыте в этой сфере зарубежным коллегам рассказала начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Надежда Дианова.
Участники заседания обсудили предложения о дальнейшей совместной работе в группе. Все согласились с предложениями ФАС России закрепить за конкурентными ведомствами – участниками рабочей группы – координацию определенного направления работы, чтобы сделать ее более продуктивной, а также каждому конкурентному ведомству назначить контактное лицо для осуществления оперативного взаимодействия внутри рабочей группы.
По итогам заседания был согласован дальнейший порядок деятельности рабочей группы.