На сессии III Международного форума «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ» обсуждалась проблема торговли производными инструментами на рынке нефтепродуктов. Свою точку зрения по этому вопросу высказал Генеральный директор ИГ «Петромаркет» Яков Рудерман.
В России существует два рынка по торговле нефтепродуктами: внутренний и внешний. Соответствующими инструментами для людей, занимающихся торговлей на внешнем рынке, являются фьючерсы, которые они используют для хеджирования своих рисков на рынке, а они существуют за пределами России. И ничего особенного в России им не нужно.
В основе всей пирамиды производных инструментов лежит базовый актив. Существует ли этот базовый актив в России? Если да, то тогда имеется техническая проблема: «Как запустить торговлю фьючерсными контрактами на этот базовый актив на той или иной бирже?» И это не проблема. Проблема заключается в том, что базового актива нет.
Никому не понятно, что такое цена на базовый актив, потому что нет никакого согласия на рынкев отношении того, что такое цена на базовый актив. Поэтому непонятно против чего хеджироваться и с какой ценой связаны риски.
А рынок бензина в России премиальный по отношению к внешнему рынку. На внутреннем рынке российские компании торгуют премией по отношению к нетбэку. Но этот факт экономически объясним. Это не блажь и не сговор, не злонамеренность нефтяных компаний, а их возможность и право (по тем правилам, которые создает государство) извлекать разумную и справедливую прибыль на рынке.