Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/vpervye-v-zakonodatelstve-poyavilos-opredelenie-kartel/67626/
|
Развивать конкуренцию, создать условия для снижения цен в российской экономике — главная цель вступающего сегодня в силу третьего «антимонопольного пакета», который состоит из двух законов и вносит изменения в базовый закон «О защите конкуренции», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и другие законодательные акты.
Третий «антимонопольный пакет» направлен на совершенствование антимонопольного регулирования, противодействие монополизму во всех сферах экономики, защиту конкуренции и повышение эффективности применения административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Он призван создать условия для снижения цен на товары и услуги, повысить качество ведения бизнеса, создать более эффективный механизм контроля экономической концентрации.
Пакетом уточнены требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критерии отнесения согласованных действий к запрещенным действиям, критерии определения монопольно высокой цены товара. Введен метод сопоставимых рынков, когда анализ ценообразования идет не по принципу простых затрат, а с учетом цен на аналогичные товары на сопоставимых рынках. Формирование цены через биржевые механизмы будет способствовать снижению цен на товары.
Также уточнены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и определён порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов. Возможность приостановления торгов в случае обнаружения нарушения порядка их проведения позволит пресечь случаи, когда по формальным, надуманным поводам неугодные участники отсеивались, чтобы победителем стала заранее отобранная компания.
Впервые в российском законодательстве появилось определение картеля, под которым понимается незаконное соглашение между конкурентами на рынке, реализация которого приводит или может привести к определенным негативным последствиям. Например, к установлению и поддержанию определенной цены, разделу товарного рынка, отказу от заключения договора с определенным покупателем, прекращению производства товаров при наличии спроса. Уголовная ответственность сохранена только за картельный сговор, а за согласованные действия и «вертикальные» соглашения / продавец – покупатель/ исключена.
Существенно повышены пороговые значения активов /с 3 до 7 млрд рублей/ и оборота /с 6 до 10 млрд рублей/ компаний, при которых необходимо предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок и иных действий. Снят запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых менее 20 проц на товарном рынке, а индивидуальная — менее 8 проц. При определении административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства будут учитываться смягчающие и отягчающие обстоятельства. Максимальный административный штраф за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с ограничением конкуренции, составит 1 млн рублей.
Зарубежным компаниям, находящимся под контролем россиян, теперь не надо будет получать добро правительственной комиссии на покупку стратегических активов в РФ. Эта новация из поправок в законодательство об иностранных инвестициях. А настоящим иностранцам теперь нужно одобрение комиссии на покупку более 25% акций компаний, работающих в сфере недропользования. Раньше разрешение требовалось на приобретение всего лишь 10% акций добывающих предприятий.
Для стимуляции биржевой торговли товарами, вводится уточнение понятия монопольно высокой цены: таковой не признается цена товара, установленная на бирже. Однако, для предотвращения манипуляций с биржевыми котировками, участник торгов должен предоставить бирже список аффилированных лиц, а их действия не должны относиться к манипулированию рынком. Не признаются монопольно высокими и цены, установленные с учётом особенностей формирования стартовой цены при продаже товара на бирже и согласованные с антимонопольным органом. В случае отсутствия биржевых котировок в России могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичных товаров.
Первый «антимонопольный пакет», принятый в 2006 году, сократил число сделок с акциями, подлежащих предварительному согласованию с антимонопольным органом, и ввел систему оборотных штрафов с выручки компаний, освобождая от ответственности компании, добровольно устранившие нарушения. В рамках «первого пакета» был принят, в частности, ныне действующий закон «О защите конкуренции». Второй «антимонопольный пакет», принятый в 2009 году, усилил полномочия антимонопольного органа, ввел уголовную ответственность за создание картелей, снизил административные барьеры.
_________________________________________________________________________________________
О том, что нас ждет в новом году на рынке топлива Вы можете узнать на III Международном Форуме «Биржевой и внебиржевой рынки нефти и нефтепродуктов РФ», который состоится 24-25 января 2012 г., в Москве, в «Президент-Отеле».
Ознакомится с Программой Форума можно в разделе «Бизнес-мероприятия».
Подать заявку на регистрацию Вы можете здесь.
_________________________________________________________________________________________