Совладельцы Внуково завершили переговоры с “Роснефтью” по продаже 50% в топливно-заправочном комплексе аэропорта. Совет директоров “Роснефти” одобрил сделку по покупке доли за $550 млн. Это меньше, чем хотел получить совладелец ТЗК Виталий Ванцев, но гораздо выше экспертных оценок актива. В “Роснефти” считают вложение оправданным: компания надеется на рост потребления керосина за счет переноса в аэропорт рейсов Lufthansa и “Трансаэро”. Последняя, однако, пока решения о переходе из Домодедово не принимала, пишет “Коммерсантъ”.
ТЗК во Внуково, который принадлежит частным владельцам аэропорта, состоит из двух частей. Непосредственно имущество ТЗК всегда принадлежало ОАО “Авиационно-нефтяная компания” (ключевой актив частных инвесторов Внуково). Операционную деятельность на ТЗК осуществляли разные компании, которым это право передавалось на условиях аренды. В рамках предпродажной подготовки владельцы перевели имущество ТЗК в “Авиазаправочный комплекс”, а операционную деятельность — в “Авиационно-транспортный комплекс”, рассказывает Виталий Ванцев. Обе компании принадлежат иностранному юридическому лицу, 50% в котором и покупает “Роснефть”.
Этот ТЗК — крупнейший, но не единственный заправочный комплекс во Внуково. Его нынешняя мощность — 60 тыс. тонн керосина в месяц, в мае она будет расширена до 100 тыс. тонн. Но через несколько дней в аэропорту должен начать работу второй ТЗК мощностью до 10 тыс. тонн в месяц. По словам источников на рынке, он принадлежит компании “Аэропортфьюэлсервис”, подконтрольной гендиректору Анне Михайловой. Участники рынка считают, что “Роснефть” покупает ТЗК по завышенной цене. В марте ТНК-BP купила 74,9% ТЗК в Шереметьево всего за $200 млн, тогда как пассажиропоток у аэропорта вдвое больше.
Виталий Ванцев говорит, что в ближайшие два-три года аэропорт нарастит объем потребления топлива до 1 млн тонн в год. “С учетом доли в ТЗК “Роснефть”, которая за тот же период выйдет на выпуск около 3 млн тонн керосина, покроет треть своего производства”,— поясняет топ-менеджер.
Для “Роснефти” ТЗК во Внуково станет первым подобным активом на московском рынке. Год назад компания создала СП с Шереметьево по строительству ТЗК в этом аэропорту, однако данных по развитию проекта нет. Источники на рынке говорят, что “Роснефть” контролирует ТЗК в аэропортах Архангельска и Улан-Батора, является владельцем 50% в Восточно-Сибирской топливной компании (ТЗК в аэропорту Иркутска), а также строит ТЗК в аэропорту Владивостока к саммиту АТЭС-2012.
С учетом развития МАУ бункеровочный бизнес становится все более привлекательным, поэтому нефтекомпании стремятся увеличить свое присутствие на рынке, говорит Денис Борисов из Номос-банка. Но, добавляет аналитик, с учетом мощности ТЗК во Внуково в 60 тыс. тонн в месяц цена в $550 млн за 50% в нем выглядит завышенной, она должна составлять $300-350 млн.
Однако собеседник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что компания приобретала актив с расчетом на то, что в ближайшее время во Внуково часть своих рейсов переведут Lufthansa и “Трансаэро”, которые сейчас в основном летают из Домодедово. В ноябре Lufthansa действительно сообщала, что в 2012 году переведет несколько рейсов во Внуково, но информации о переходе “Трансаэро” не было. Источник в авиакомпании заявил, что перевозчик постоянно ведет переговоры с разными аэропортами, включая Внуково, но “о решениях, связанных с переводом рейсов, неизвестно”. Это подтверждают и во Внуково.