Независимые топливные операторы Дальнего Востока составили обращение, адресованное президенту, его дальневосточному полпреду, правительству и депутатам Госдумы. В послании чиновникам 35 нефтетрейдеров сообщают, что регионы ДФО охватил «очередной кризис обеспечения потребителей горюче-смазочными материалами».
«Рынок ГСМ лихорадит из-за отказа компаний „Востокнефтепродукт“ и „Хабаровскнефтепродукт“ (дочек „Роснефти“ и НК „Альянс“) реализовать своевременные плановые заявки независимых организованных потребителей»,— заявили бизнесмены. Трейдеры попросили возобновить торговлю нефтепродуктами местных НПЗ с биржевых площадок.
Монополисты, заявил гендиректор приморской топливной компании ООО «Комплект сервис» Владимир Чирсков, от «искусственного дефицита» лишь выигрывают, замещая объемы независимых участников через собственные АЗС. Только в Хабаровске в затруднительном положении оказались около 30 АЗС шести местных независимых компаний.
Согласно данным официального сайта НК «Альянс», в Хабаровском крае компания имеет 53 АЗС, 42 из которых находятся в Хабаровске. Дочке «Роснефти», ООО «РН-Востокнефтепродукт», по данным сайта нефтяной компании, в Хабаровском крае принадлежит 18 АЗС и АЗК, а также два передвижных автозаправочных комплекса. Из них в Хабаровске у «Роснефти» шесть автозаправок, в Комсомольске-на-Амуре — пять.
В данный момент независимые трейдеры закупают ГСМ на сырьевых биржах Москвы и Санкт-Петербурга, но продукции местных заводов там до сих пор нет, жалуются бизнесмены. По словам гендиректора ООО «Неман» Анатолия Гайнеева, его компания покупает бензин на уфимских НПЗ по 37,5 тыс. руб. за тонну, что дает себестоимость литра в регионе 29,5–30 руб. и цену реализации в 32 руб. Но сейчас на независимых заправках в Хабаровске литр бензина стоит 28,45 руб., в Комсомольске-на-Амуре — 29,30 руб., то есть трейдеры вынуждены работать в убыток. Везти топливо из центра им заведомо невыгодно: транспортировка тонны от Уфы до Владивостока обойдется в 8 тыс. руб., а, к примеру, с Комсомольского НПЗ — 1,8 тыс. руб.
В НК «Альянс» утверждают, что причины дефицита — системные. «На Дальнем Востоке два завода, потребление топлива — 1 млн тонн в год. То есть около 200 тыс. тонн необходимо завозить дополнительно»,— говорит пресс-секретарь «Альянса» Андрей Румянцев. По словам господина Румянцева, ХНПЗ сегодня мог бы перерабатывать свыше 4,5 млн тонн в год, если бы железная дорога могла перевозить такие объемы сырья и продуктов и если бы вся корзина продуктов завода была востребована. «Пока не будет подключения к трубе (отводу от нефтепровода ВСТО), у нас не будет достаточного объема сырья риформинга для наращивания выпуска товарных бензинов»,— настаивает господин Румянцев. Для обеспечения независимых АЗС, добавляет представитель НК, у компании ресурсов просто нет, пишет КоммерсантЪ.
Возможность торговли бензином на бирже, будь она создана на Дальнем Востоке, Андрей Румянцев также встречает критически. «Если мы добиваемся бесперебойного снабжения по низким ценам, надо наращивать производство и снижать затраты, стимулировать развитие нефтепереработки. Если же добиваемся биржи, ну будет цена прозрачной, а обрадует ли она?» — говорит представитель «Альянса».
Директор института нефти и газа Дальневосточного федерального университета Александр Гульков считает, что нефтетрейдеры воспользовались временными трудностями, которые испытывает «Роснефть» в связи с реконструкцией завода в Комсомольске-на-Амуре и выводом из производства части мощностей. Ожидаемый рост нефтепереработки произойдет лишь после завершения работ, а также после строительства ответвлений от нефтепровода ВСТО к Комсомольскому НПЗ «Роснефти» и к Хабаровскому НПЗ «Альянса». «Независимые трейдеры, конечно, создают конкуренцию, но наличие большого числа АЗС, особенно в отдаленных районах, вряд ли можно считать плюсом, они же перекупщики»,— считает Александр Гулько. По его мнению, «Роснефть» сегодня имеет базу, чтобы покрыть рынок Дальнего Востока. Раньше в регионе доминировала НК «Альянс», но теперь у компании гораздо меньше возможностей: «Альянс» сам покупает нефть, «Роснефть» же является и добытчиком, и экспортером, и переработчиком. «Для государства же развитие внутреннего рынка и наращивание переработки не так критично, ведь состояние экономики определяет экспорт сырья»,— говорит эксперт.