Федеральная антимонопольная служба сообщила, что во вторник комиссия ведомства признала ОАО РЖД нарушителем антимонопольного законодательства. По мнению ФАС, железнодорожная монополия необоснованно отказывала грузоотправителям в перевозке их грузов в инвентарном парке, то есть в вагонах, принадлежащих самому ОАО РЖД, и по гостарифам (по так называемому «Прейскуранту 10-01»).
На самом деле монополия передала все вагоны в собственность своим дочерним структурам ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания», но при их создании ФАС предписывала ОАО РЖД предусмотреть возможность использования этих вагонов на условиях инвентарного парка.
В ведомстве при этом отказались уточнить, по чьему заявлению было возбуждено дело. В сентябре заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин говорил, что с жалобой в службу обратились «не менее пяти предприятий», а участники рынка предполагали, что речь идет о небольших компаниях.
Вчера Анатолий Голомолзин, чьи слова приводятся в сообщении ведомства, сказал, что, по мнению комиссии, ОАО РЖД «не приняло меры по исполнению вступившего в законную силу предписания ФАС, выданного еще при создании ОАО ПГК». «В частности, ОАО РЖД не привлекло для перевозок грузов вагонный парк дочерних компаний и не организовало привлечение вагонного парка всех операторских компаний на недискриминационных условиях»,— заявил господин Голомолзин.
В ближайшее время ФАС направит ОАО РЖД предписание принять меры «по организации взаимодействия с ПГК, ВГК и другими операторскими компаниями», сообщило ведомство. Кроме того, ФАС планирует наложить на монополию штраф.
«Это будет оборотный штраф — от 1% до 15% от оборота на рынке грузовых железнодорожных перевозок в 2011 году»,— уточнили в пресс-службе ФАС. По данным ОАО РЖД, его доходы от грузовых перевозок за девять месяцев 2011 года составили 744,1 млрд руб., то есть возможный размер штрафа за этот период — от 7,4 млрд до 111,6 млрд руб., пишет
КоммерсантЪ.
В РЖД заявили, что «будут принимать решение о дальнейших шагах» после получения соответствующих документов от ФАС. Вместе с тем, по сообщению монополии, ОАО РЖД «в соответствии с решением ФАС России от 20 сентября 2010 года» должно было разработать «регламент взаимодействия по предоставлению подвижного состава» только совместно с ПГК и ВГК. Но ФАС потребовала предоставлять по «Прейскуранту 10-01» не только вагоны ПГК и ВГК, но и «вагоны третьих лиц». ОАО РЖД с этим не согласилось, «регламент взаимодействия» согласован не был, а ФАС возбудила против монополии антимонопольное дело.