Вслед за бензином с заправочных станций независимых топливных операторов в Хабаровске исчезает и дизтопливо. Его не отпускают ни местная дочерняя компания «Роснефти», ни филиал НК «Альянс». Бензина нет уже в течение недели. У «Альянса» АИ-92 сейчас идет по 36 500 рублей за тонну. У «Роснефти» — по 34 200. Но обе эти компании оптовую отгрузку давно прекратили. Про АИ-95 и АИ-98 местные независимые операторы и вовсе уже успели забыть.
— Вчера вот подкинул «Востокнефтепродукт» по 15 тонн дизтоплива на организацию – это на день, а то и меньше. Многие не доработали и до вечера. Мне хватило на одну АЗС только. Словом, «шланги замотали» — есть у нас такое выражение, — рассказал глава одной из хабаровских сетей заправок.
К понедельнику, по его словам, многие независимые сети могут остановить работу. Простои случались и ранее. Напомним, в регионе все лето не хватало бензина, а цены на него росли. Произошло это оттого, что «Востокнефтепродукт» с апреля по середину июля не отпускал бензин предпринимателям, торгующим в розницу. Независимые топливные операторы в Хабаровском крае держались какое-то время на своих запасах , небольших подачках той же «Роснефти», помогала НК «Альянс», имеющая в городе свой нефтеперерабатывающий завод. Темпы удорожания бензина на сильно монополизированном рынке Хабаровского края за лето в полтора раза превысили среднероссийские.
— Дизельное топливо мы вынуждены покупать по 36 тысяч рублей за тонну у «Альянса» (29,5 рубля за литр), — продолжает источник. — Потому и пришлось поднять розничные цены. Независимые заправщики подняли цены на 1 рубль. У «Роснефти» же, для сравнения, при этом цена стабильна — 31,8 тысячи рублей за тонну. Но там его просто нет – никому не дают оптом!
В розницу на заправках «Востокнефтепродукта» литр стоит 28,1 рубля. Вот и выходит, что автолюбители заправляются ныне только на АЗС монополиста.
Позиция управления антимонопольной службы по данной ситуации была озвучена еще в августе: наблюдаемый в этом году рост цен «не дает оснований признать нефтяных монополистов участниками сговора», пишет КП.
— В подобных случаях компании рассказывают нам о причинах повышения цен. В настоящий момент еще разбираемся. В целом розничное ценообразование на 60% определяется у нас оптовыми ценами, а на них влияют игроки уровнем повыше нашего, — пояснил замруководителя хабаровского УФАС Николай Костромеев.
По его словам, в начале декабря будет рассматриваться дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в сентябре этого года по итогам проверки. Примечательно, что «Роснефть» в этом деле не фигурирует.
В местном представительстве «Роснефти» ситуацию не комментируют. Но тем же независимым операторам причину нынешнего дефицита топлива в Хабаровске там объяснили следующим образом: виноваты железнодорожники – мол, не принимают грузы из-за заторов. В частности, не может отгрузить топливо Комсомольский НПЗ.
— Но ведь мы могли бы возить топливо из Комсомольска-на-Амуре машинами! Однако там его не отпускают, — поймал монополистов на слове владелец еще одного небольшого автозаправочного предприятия.
— В целом для некоторых работников «Роснефти» ситуация с апреля просто сказочная – берут они, видимо, как в последний раз! И знают, что никто из розничных торговцев на них не заявит. Почва для коррупции создана идеальная – особенно это видно сейчас в Комсомольске-на-Амуре, — добавил еще один из владельцев заправок.
Некоторые хозяева АЗС в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре подумывают о том, чтобы свернуть дело, поскольку не видят никаких перспектив для нормальной работы. Дальнейшая же монополизация отрасли поставит рыночные цены в прямую зависимость от аппетитов крупнейшей российской компании.