Ведомства сформулировали условия, при которых заградительная экспортная пошлина на бензин может быть снижена. Это произойдет, если цена на нефть надолго опустится ниже $100 за баррель или если на АЗС появится значительный избыток топлива. Нефтяников это решение вряд ли обрадует, считают эксперты. Падение цен будет означать серьезный экономический кризис, а требуемый профицит бензина появится только к 2015 г.
В конце сентября правительство поручило Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития разобраться, при каких условиях можно отказаться от 90-процентной пошлины на вывоз прямогонного бензина и вернуть ее на обычный для нефтепродуктов уровень 66% от уровня экспортной пошлины на нефть, рассказал информированный источник в Министерстве энергетике.
— Внутренние цены на топливо зависят от так называемой экспортной альтернативы — когда нефтяная компания получает одинаковый доход от продажи в России или экспорта. По нашим расчетам, снижение таможенной пошлины при нынешнем уровне цен на нефть в коридоре $105–110 за баррель приведет к подорожанию бензина в рознице на 1–2 рубля, — говорит собеседник «Известий». — К тому же с 2012 г. вырастет акциз на автомобильный бензин, который нефтяники могут постараться переложить на потребителя.
Поэтому Минэнерго предлагает сохранить экспортную ставку 90% на неопределенный период. Впрочем, ведомство согласно вернуться к обсуждению вопроса, если будет выполнено хотя бы одно из двух условий. Либо цены на нефть упадут ниже $100 за баррель не меньше чем на месяц, либо предложение бензина на внутреннем рынке превысит спрос более чем на 10%.
Другие ведомства идею поддержали, уточнил источник в Минэнерго. Министерство финансов указало на возникающее в случае снижения пошлины падение доходов бюджета и выступило против изменения всей системы налогообложения нефтяной отрасли. Министерство экономического развития поддержало продолжение мониторинга действия пошлины в 90%, потому что даже она не прекратила рост экспорта топлива, хотя и помогла сдержать цены.
«Минэнерго к нам с таким предложением официально не обращалось», — заявили в Минфине.
Остальные ведомства в официальных комментариях подтверждают свою позицию.
— На сегодняшний день ситуация на рынке топлива стабильна и наблюдается полное соответствие предложения спросу, в связи с этим угроза дефицита топлива абсолютно исключена. В целях сохранения стабильной ситуации на внутреннем рынке Минэнерго России считает, что экспортная пошлина в размере 90% пока должна сохраняться, — заявили в пресс-службе Минэнерго.
После введения заградительной пошлины экспорт бензина не только не уменьшился, но даже вырос, заявили в Минэкономразвития. С июня по август вывоз товарных бензинов увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прямогонного бензина и уайт-спирита с июля по август — вырос на 14%.
Вместе с тем пошлина, похоже, помогла сдержать цены. Так, темпы роста розничных цен за июнь–сентябрь в сравнении с предыдущим годом составили 13–22% в зависимости от марки топлива, что сравнимо с динамикой оптово-отпускных цен российских НПЗ (16%), но оказались меньше 46-процентного роста цен на мировом рынке на автомобильные бензины.
— В связи с тем, что повышенная вывозная пошлина на бензины применяется около четырех месяцев, представляется целесообразным продолжить мониторинг влияния данной меры на состояние внутреннего рынка, по крайней мере в течение полугода, после чего рассмотреть возможность ее корректировки, — резюмируют в Минэкономразвития.
Нефтяные компании назвали вопрос о снижение пошлины на экспорт бензина «сложным» и от комментариев отказались.
Выполнения выдвинутых Минэнерго условий нефтяникам придется ждать долго. Даже по официальным прогнозам этого ведомства, предложение бензина окажется выше спроса на 10% только в 2015 г., отмечают эксперты. Поведение нефтяных цен предсказать сложнее.
— До конца года цену ниже $100 мы не ждем. Скорее она будет держаться на нынешнем уровне $110. Хотя и выше она тоже не пойдет, потому что особого оптимизма в экономике нет, — говорит аналитик инвесткомпании «ТКБ Капитал» Александр Ковалев. — В следующем году я не исключаю, что цены могут опуститься стабильно ниже $100 за баррель. Для этого достаточно, если экономический рост в Китае опустится ниже 8% в год (в III квартале 2011 г. экономика Поднебесной показала прибавку в 9,1%). Это скажется на глобальном спросе на топливо и, соответственно, снизит цену на нефть. Но боюсь, это будет означать, что мировая экономика и вправду сползает в новую рецессию. Если такой сценарий реализуется, нефтяным компаниям мало не покажется. На провале нефтяных цен они потеряют больше, чем выручат на экспорте бензина.
Заградительная пошлина на бензины в размере 90% от ставки пошлины на нефть была введена в мае 2011 г. в ответ на дефицит топлива на заправках. Тогда она называлась временной и должна была действовать лишь один месяц. Но потом ее неоднократно продлевали, пока в октябре она не была закреплена в новом налоговом режиме экспорта нефти и нефтепродуктов с условным названием 60–66–90.