Установление разных цен на топливо для внутренних и международных рейсов может привести к его еще большему дефициту и росту цен на автомобильные бензин и солярку, посчитали в Минэкономразвития. Такое предложение обсуждается в настоящее время в правительстве как одна из мер, которая позволит снизить затраты авиакомпаний на внутренних рейсах.
Задание проработать идею дифференциации цен на керосин ведомства получили 5 сентября на совещание по вопросам поставок авиатоплива у вице-премьера Игоря Сечина.
В Минэкономразвития полагают, что снижение доходности нефтяных компаний при поставке авиакеросина на внутренний рынок приведет к переносу полученных нефтяными компаниями издержек на другие виды нефтепродуктов. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к ведомству.
Установление двух разных цен на авиакеросин может привести к злоупотреблениям со стороны участников рынка и формированию «серого рынка», говорит источник. Поэтому министерство экономического развития посчитало нецелесообразным вводить механизм дифференциации цен, отметил собеседник «Известий».
В настоящее время цены на авиакеросин не регулируются государством, а формируются исходя из рыночной конъюнктуры. В случае принятия решения о дифференциации цен потребовалось бы внесение изменений в действующее законодательство.
Установление различных цен на авиатопливо будет крайне сложным с точки зрения администрирования, контроля расходования топлива при полетах по внутренним и зарубежным маршрутам, говорит главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Тем более, что существует много других, более простых и эффективных методов поддержки рынка внутренних авиационных перевозок.
В Росавиации не смогли сформулировать свою позицию по поводу рассматриваемого предложения, отметив, что эти аспекты находятся вне поля деятельности агентства.
Руководитель «ТНК-Авиа» (входит в ТНК-ВР) Сергей Колтович про идею дифференциации цен на топливо не слышал, но уверен, что это приведет только к возникновению дефицита на рынке авиа-ГСМ.
— Совершенно очевидно, что один и тот же товар не может продаваться по разным ценам, — отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. — При отказе от рыночного регулирования цен на авиатопливо, отрасли грозит дефицит, для борьбы с которым придется вводить квоты на дешевое топливо для внутреннего рынка.
Между тем, для решения проблем с кратковременными перебоями в поставках авиатоплива сейчас готовятся изменения в федеральные авиационные правила, обязывающие аэропорты поддерживать неснижаемые запасы топлива на пять суток полетов.
Ранее предполагалось установить 10-дневный минимальный запас топлива. Однако для крупнейших российских аэропортов «Шереметьево» и «Домодедово», потребляющих по 5 тыс. тонн авиакеросина в сутки, в ближайшей перспективе было бы затруднительно обеспечить выполнение такого требования. Так, «Газпром нефть» ведет строительство в Шереметьево резервуарного парка на 20 тыс. кубических метров, но он может быть введен в строй только в мае 2012 г. В Домодедово дополнительные резервуары планируется построить в 2013 г. Так что пока дополнительный пятисуточный запас топлива для аэропортов московского авиаузла в объеме 50 тыс. тонн будет организован на базе мощностей хранения авиатоплива «Транснефтепродукта».