Российские нефтеперерабатывающие заводы загружены далеко не полностью, установило руководство министерство энергетики и доложило об этом в правительство, рассказал «Известиям» источник в министерстве. В некоторых случаях простоя избежать нельзя, он приходится на плановые ремонты. Но на большей части заводов установки работают неэффективно без особых видимых причин, полагают в Минэнерго.
Да еще и нефтяные компании не слишком оперативно отвечают на вопросы, сетуют чиновники. Сейчас ведомство вместе с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом разбираются, что на самом деле не дает нефтяникам насытить внутренний рынок бензином, соляркой и авиакеросином.
Министерство энергетики продолжает пристально следить за работой отечественных НПЗ. И все время находит там новые и новые проблемы. В сентябре ведомство проверило 32 крупнейших нефте- и газоперерабатывающих предприятия на предмет эффективности использования оборудования. В среднем загрузка была на уровне 89%, рассказал «Известиям» источник в Минэнерго.
Загрузка оборудования, которое обеспечивает вторичную переработку (установки риформинга, крекинга и изомеризации), была на уровне 73%-87%, установили чиновники.
Уровень загрузки ниже 90% можно считать неудовлетворительным, полагают в Минэнерго. При этом по объективным причинам (из-за плановых ремонтов) меньше работали только некоторые установки на 12 НПЗ. Причины неэффективного использования мощностей на остальных будут вынесены на рассмотрение штаба по мониторингу ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, также о них проинформируют Федеральную антимонопольную службу, Ростехнадзор и Росстандарт (эти ведомства контролируют выполнение нефтяными компаниями соглашений о модернизации НПЗ).
Но это еще не все. Нефтяные компании долго предоставляют запрашиваемую информацию, так что чиновники не могут вовремя ее обработать), говорит источник в министерстве.
Официально ведомства гораздо сдержаннее в оценках ситуации в нефтянке.
Ремонты на НПЗ в сентябре-октябре проходят в плановом режиме, возможность возникновения угрозы дефицита на рынке нефтепродуктов абсолютно исключена. В целом, оптимальная загрузка мощностей соответствует показателю 90%. Данные от компаний регулярно поступают в Минэнерго без нарушений и в срок, заявили в пресс-службе министерства энергетики.
— В сентябре и октябре на НПЗ всегда идут ремонты. Здесь предмета для нашего интереса нет. Если б внутренний рынок обкрадывался за счет увеличения экспорта топлива, мы бы реагировали, — пояснили в ФАС.
В основном контроль за НПЗ относится к компетенции Минэнерго, заявили в Росстандарте.
Нефтяные компании обвинения в использовании оборудования не на полную катушку отвергают. Если сравнивать с 2010 г., то выпуск топлива у многих вырос.
— Мы постоянно присутствуем на совещаниях в Минэнерго, представляем отчеты в Минэнерго, информируем ФАС, отвечаем на запросы регионов и отделений партии «Единая Россия», — заявили в группе «Альянс».
Все НПЗ компании «Роснефть» работают в полном соответствии со своими технологическими возможностями на 100% загрузки. При этом за 9 месяцев выход светлых нефтепродуктов (бензин, авиакеросин, дизельное топливо) увеличился на 200 тыс тонн, говорят в пресс-службе «Роснефти».
У ТНК-ВР за январь-сентябрь производство бензинов выросло на 13,7% по сравнению с прошлым годом. У НПЗ «Газпром нефти» — на 8%. Газоперерабатывающие предприятия «Газпрома», производящие основной объем автомобильного бензина и дизельного топлива — Сургутский ЗСК и Астраханский ГПЗ — в сентябре 2011 г. работали на полную мощность, рассказали в компаниях.
Загрузка НПЗ немногим ниже 90% — нормальная ситуация для всего мира, считают эксперты.
— Вот в США НПЗ последнее время работают с загрузкой 94%, так это для них нехарактерно, — говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. — К тому же при максимальной загрузке может уменьшаться глубина переработки и растет объем отходов.
Впрочем, у отечественных НПЗ причина может быть вовсе не в этом, полагает Дмитрий Александров. Возможно, приблизиться к 100-процентной загрузке не позволяет изношенное оборудование.