Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/kak-sozdaetsya-deficit-benzina/65382/
|
Российский топливный рынок в избытке обеспечен нефтепродуктами — об этом на прошлой неделе сообщил представитель Минэнерго РФ Дмитрий Клоков. Эксперты считают, что предпосылок для «бензинового кризиса» в регионах действительно нет, поставка ГСМ независимым операторам идет в плановом режиме. Однако в Алтайском крае отдельные игроки пытаются «раскачать» ситуацию, создавая панику и ажиотажный спрос среди потребителей, чтобы в итоге оправдать очередной подъем цен на АЗС.
Руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко, а также некоторые «независимые игроки» в один голос утверждают, что регион накрывает осенний топливный коллапс, что все мелкие АЗС в крае (а их около 500) испытывают нехватку ГСМ, и это не могло не сказаться на ценах. Некоторые местные СМИ также рисуют безрадостные картины: огромные очереди на АЗС, нехватка бензина на частных заправках, либо его продажа по завышенным ценам.
Частники-нефтетрейдеры Бийска и Барнаула пожаловались журналистам на региональные подразделения государственных вертикально-интегрированных нефтяных компаний «Газпром нефть» и «Роснефть», которые, якобы, не спешат открывать свои топливные закрома реализаторам. Выход тут, конечно, один — закупка бензина у перекупщиков втридорога (что означает рост цен для потребителей).
«У нас осталось немного бензина. Но факт остается фактом — поставки прекратились. Половина наших станций уже стоят, — сетует руководитель ООО «Октан», по совместительству руководитель АЗС Юрий Матвейко. — Я думаю, у других независимых операторов ситуация аналогичная. «Газпром нефть» перестала вести отпуск мелкооптовым АЗС Алтайского края, с нефтяной компанией «Роснефть» ситуация примерно такая же, хотя она хоть немного продает. И до какого момента все это будет продолжаться, тоже не говорят», — цитирует его РИА «Новости».
Как известно, ОАО «Газпромнефть-Алтай» прекратило поставку нефтепродуктов из-за ремонта на Омском нефтеперерабатывающем заводе. Тем не менее, заявления частников о том, что не хватает топлива, многим непонятны — ведь Минэнерго предупреждало, что информация о графиках ремонтов на том или ином НПЗ является для трейдеров и независимых операторов открытой, и они могут осуществлять планирование закупок заранее. В частности, представители Российского топливного союза регулярно присутствуют на заседаниях штаба и других профильных совещаниях в ведомстве.
Что касается ОАО «НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт», Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю даже заподозрило поставщика в злоупотреблении доминирующим положением на рынке бензина. В конце минувшей недели руководитель УФАС Степан Поспелов подписал определение о возбуждении дела по признакам нарушения компанией антимонопольного законодательства. Он сообщил, что в ведомство поступило заявление от независимого нефтетрейдера региона ООО «Ника» об уклонении «Алтайнефтепродуктом» от исполнения обязательств по договору купли-продажи нефтепродуктов.
Руководитель ведомства, впрочем, успокоил общественность: в целом, кроме Бийска, ситуация на краевом рынке ГСМ остается стабильной. В Барнауле и остальных районах не отмечается существенной динамики роста цен или сокращения объемов поставок топлива. Но в действиях поставщика УФАС усмотрело признаки нарушения ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» — рассмотрение дела состоится 17 октября текущего года.
Между тем, «Роснефть-Алтайнефтепродукт» работает в штатном режиме — мелкооптовая реализация нефтепродуктов независимым операторам края осуществляется согласно плану. «В августе-сентябре контрагенты компании получили соответствующие объемы нефтепродуктов», — сообщил представитель «Роснефти», добавив, что оперативные службы края также получают топливо в полном объеме. «На сегодняшний день мелкооптовая цена стабильна и не менялась с начала августа. АЗС «Роснефти» в Алтайском крае работают бесперебойно, запас топлива на нефтебазах составляет 20 дней. Предпосылок для топливного кризиса нет», — подчеркнул он.
Ранее президент «Роснефти» после топливного кризиса в регионах минувшим летом поручил обеспечить запас топлива на 20 дней во всех регионах присутствия компании, что и было исполнено. Так, в настоящее время поставки бензина «Регуляр-92» от «Роснефти» в адрес главных жалобщиков — сетей АЗС «Октан» и «Ника» — производится в запланированных (согласно их заявке, за 35 дней) объемах: 1000 тонн и 1800 тонн соответственно. Причем в первые пять дней октября сети «Октан» было отпущено 150 тонн, сети «Ника» выставлен счет за 180 тонн, и оплата до настоящего времени частником не произведена.
Отметим, что Геннадий Скулкин и Юрий Матвейко — не просто руководители частных АЗС, но и действующие депутаты Законодательного собрания Алтайского края. Эксперты отмечают, что цель подобных PR-акций с привлечением админресурса и некоторых местных СМИ — обогащение за счет спекулятивных махинаций на рынке нефтепродуктообеспечения в период его неустойчивого положения.
По мнению экспертов, обращение гендиректора сети «Ника» Геннадия Скулкина и его коллег в краевое УФАС могло быть инициировано с целью давления на «Роснефть». Независимых трейдеров после прекращения мелкооптовых поставок «Газпром нефтью», по всей видимости, не устраивает вариант закупки недостающего объема популярного бензина на Уфимской группе НПЗ в связи с высокой ценой продукта и транспортных расходов. При этом зачастую частники запрашивают у ВИНКов объемы, которые они не могут реализовать через свои сети и в итоге начинают спекулировать на рынке нефтепродуктов, перепродавая излишки по завышенной цене.
Как отмечает управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский, намеренное злоупотребление своим положением со стороны «Роснефти» или «Газпром нефти» маловероятно, поскольку это приведет к очередному разбирательству с ФАС, а давление со стороны государства вряд ли нужно крупному бизнесу: «С учетом того, что ВИНК традиционно привлекают внимание со стороны ФАС, вполне возможно, что независимые операторы сетей АЗС вполне могли сослаться на «Роснефть» и «Газпром нефть», повысив на самом деле собственную маржу».
По некоторым данным, «Ника», и «Октан» имеют достаточное количество ГСМ для обеспечения работы в штатном режиме для собственных АЗС. Тем не менее, в регионе искусственно раздувается ажиотаж, СМИ трубят о нехватке бензина, тогда как дефицита нет ни в одном регионе страны. После тревожных сообщений СМИ потребители, как правило, впадают в панику, а очереди на АЗС действительно начинают расти. Всем этим впоследствии можно будет оправдать и рост цен на алтайских заправках. Но ФАС, вместо того, чтобы дать справедливую правовую оценку повышению цены на бензин, или вскрыть возможные коррупционные схемы отдельных представителей региональной власти, почему-то инициирует иски против госкомпаний.
Населению Алтайского края, по словам Романа Беседовского, пока остается надеяться на то, что власти более активно подключатся к этой проблеме — ведь фактически рост розничной цены на заправках региона составил 10%. «Сейчас рассматривается законопроект, в рамках которого Минэнерго получит возможность вмешиваться напрямую в ценовое регулирование цен на топливо при их изменении в течение месяца на 10%. Думаю, сложившаяся в Алтайском крае ситуация повысит шансы его одобрения, и в дальнейшем данный инструмент будет активно использоваться правительством для подавления ценовых всплесков на локальных рынках топлива РФ», — резюмирует аналитик.
Алтайские частные нефтетрейдеры, очевидно, забывают, что игры с ценами отразятся на темпах инфляции в регионе, а это крайне нежелательно в преддверии выборов в Госдуму и последующих президентских. По этому возможно, что в ближайшее время в ситуацию вмешаются федеральные власти, которые будут разбираться в ней достаточно жестко, без местечковых предпочтений.