ФАС внесла в правительство законопроекты «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». Угрозы нефтяникам со стороны ФАС, озвученные ведомством еще в марте 2011 г., оформлены в документ. Проект «Об обороте нефти и нефтепродуктов» предполагает запрет на покупку или строительство новых АЗС компаниям, доля которых на региональном рынке превышает 35%. Им запрещается даже покупка участков под АЗС. В случае нарушения подобная сделка будет признаваться ничтожной, ФАС сможет требовать в суде дополнительного наказания в виде принудительного разделения компании с продажей выделенных организаций неаффилированным структурам.
Ограничения коснутся и компаний, контролирующих более 25% мощностей по хранению нефтепродуктов,— они будут обязаны предоставлять услуги по хранению нефтепродуктов независимым компаниям на недискриминационных условиях. Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами — эта мера должна гарантировать, что независимые АЗС будут приобретать нефтепродукты по тем же ценам, что и розничные сети вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Работа над законопроектом, напомним, началась более года назад, когда единственной причиной роста розничных цен на топливо ФАС считала монопольно высокие цены. По данным службы, в 2010 г. более чем в 50 субъектах федерации доля нефтекомпаний в рознице превышала 35%, а в каждом третьем регионе составляла 50-60%.
«Роснефть» доминировала в пятнадцати регионах, ЛУКОЙЛ — в одиннадцати, «Сургутнефтегаз» — в четырех, ТНК-ВР и «Газпром нефть» — доминировали в трех регионах каждая. Независимые участники рынка доминировали в 20 регионах. В этих условиях целью законопроекта ФАС было увеличение доли независимых игроков на розничном рынке, что, по мнению ФАС, должно было обеспечить снижение розничных цен.
Однако разразившийся в апреле топливный кризис показал, что увеличение доли независимых АЗС не является гарантией снижения цен. В условиях дефицита ВИНК направляли все топливо на собственные АЗС, заставляя независимых игроков покупать его по выросшим биржевым ценам. При этом, если компания не экспортирует излишки в ущерб внутреннему рынку, а реализует все свое топливо через собственные заправки, ФАС не может обвинить ее в дискриминации независимых АЗС, пишет
КоммерсантЪ.
Второй представленный законопроект ФАС — «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты» — содержит принципы расчета конкурентных цен внутреннего рынка, отклонение от которых могло бы квалифицироваться ФАС как установление монопольных цен. Согласно законопроекту, монопольными цены будут считаться в том случае, если будут выходить за пределы трех индексов — индекса сопоставимых рынков (экспортный паритет на основе netback), а также индексов биржевого и внебиржевого рынков (на базе обязательной регистрации монополистами всех внебиржевых сделок на СПМТСБ).
Так как netback для каждой компании различен, законопроект допускает установление правительством дополнительных коэффициентов к индексу сопоставимых рынков, что существенно снижает прозрачность методики.
Одновременно глава ФАС Игорь Артемьев сделал ряд новых жестких заявлений в адрес нефтяников, не оставляющих сомнений: осень начинается новой кампанией ФАС против крупного нефтяного бизнеса. В ближайшие дни служба определится с размерами штрафов, которые будут наложены на ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и «Газпром нефть» в рамках «третьей волны» антимонопольных дел, инициированной в феврале 2011 г. по факту декабрьского роста цен на авиакеросин и дизтопливо. По словам главы ФАС, объем штрафов составит «несколько миллиардов рублей».