Минэнерго РФ до конца недели планирует выработать окончательную позицию по срокам и процедуре запуска новой схемы расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты — так называемого режима 60-66, сообщил агентству Прайм источник, знакомый с ходом дискуссии.
Напомним, Премьер-министр РФ Владимир Путин 8 июля на совещании по проблемам развития нефтяной отрасли распорядился поставить точку в затянувшейся дискуссии о механизмах выравнивания экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которая продолжается уже не первый год.
Экспортные пошлины на нефть в РФ традиционно выше, чем на нефтепродукты. Размер пошлин корректируется ежемесячно. Предлагаемый Минэнерго налоговый режим 60-66 предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7% при изменении формулы расчета пошлины. В частности, предлагается учитывать не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в $182,5 за тонну, а 60%. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом будут унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть.
«Сейчас обсуждение идет полным ходом, позиция министерства — ввести новую схему этой осенью. С 1 сентября, по всей видимости, мы уже не успеем, но с октября введение схемы «60-66″ вполне возможно», — сказал собеседник агентства.
Вместе с тем, по его словам, вводить новый режим пока решено через федеральный закон, а не через ежемесячное постановление правительства РФ, которое сейчас корректирует пошлины в зависимости от биржевой цены на нефть. Это более долгий путь: процедура принятия федеральных законов требует в двухнедельный срок представить проект нормативного акта заинтересованным министерствам и ведомствам, а затем документ должен пройти через парламент.
«Так что, если все делать в точности согласно процедурам, то есть вероятность, что режим не будет введен и с 1 октября, поскольку просто не успеем по срокам», — отметил источник.
Он также сообщил, что у сторон пока остаются достаточно значительные разногласия. Так, пока не закончен анализ компенсации потерь нефтяных компаний «Башнефть» и «Татнефть» от выравнивания пошлин на темные и светлые нефтепродукты, которые суммарно оцениваются в 8-9 млрд рублей в год.
Ведомства обсуждали с компаниями различные варианты компенсации выпадающих доходов, но пока не пришли к соглашению. В качестве одного из вариантов рассматривалось снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых по высокосернистой нефти, которую добывают «Башнефть» и «Татнефть». В июле премьер-министр РФ поддержал предложение этих нефтекомпаний об установлении нулевой ставки НДПИ для месторождений нефти с высоким содержанием серы.
Еще один открытый вопрос — экспортные пошлины на бензин. С 1 мая они повышены до 90% от ставки пошлины на нефть на фоне проблем с бензином в целом ряде регионов РФ. Власти РФ неоднократно называли эту меру временной, но на данный момент повышенная пошлина все еще действует — пока до сентября. В августе она составляет $394,4 за тонну. Останется ли пошлина повышенной и осенью, власти пока не решили.
Кроме этого, один момент связан с потерями российского бюджета. Ранее замминистра финансов Сергей Шаталов сообщал, что решение по переходу на режим 60-66 — нулевое для бюджета: оно не несет ни дополнительных доходов, ни дополнительных расходов. Однако это справедливо, если сразу после введения новых ставок нефтепереработка снизится на 15% (согласно расчетам российских властей), а экспорт нефти одновременно возрастет на эти 15%. Но «одномоментно это не делается», сказал источник Прайма.
«Объемы переработки все равно растут, сразу после введения режима бюджет будет нести потери, на перестройку структуры экспорта потребуется время», — пояснил он.