Российские НПЗ увеличили объем нефтепереработки в ущерб экспорту нефти, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК за июнь 2011 г. Несмотря на возобновившийся рост мировых цен на нефть, внутренние оптовые цены на нефтепродукты сегодня привлекательны для производителей. Однако Федеральная антимонопольная служба по-прежнему считает такие условия слишком комфортными для нефтяных компаний и вновь начинает оказывать на них давление.
Внутренние цены на нефтепродукты достигли комфортного для нефтяных компаний уровня, бензиновый кризис можно считать преодоленным. Премия, которую нефтепереработчики получают на внутреннем рынке по сравнению с экспортом, в последние недели составляет около 5 тыс. руб. с тонны бензина А-92 и около 2 тыс. руб. с тонны дизтоплива. В результате поставки нефти на российские НПЗ для переработки в июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 11,7%, до 21,827 млн тонн.
Несмотря на возобновившийся рост мировых цен на нефть — за неделю Brent выросла на $5,22 до 111,77 за баррель — экспорт российской нефти продолжал снижаться. По данным ЦДУ ТЭК, в июне поставки нефти за рубеж снизились на 6%, до 18,016 млн тонн. Поставки по системе «Транснефти» в июне составили 16,2 млн тонн против 17,2 млн тонн годом ранее. Также увеличились поставки нефти в ближнее зарубежье (на 19,1%, до 2,6 млн тонн), незначительно вырос объем транзита нефти через территорию РФ.
Установление комфортных для нефтяных компаний внутренних цен на нефтепродукты, стимулирующих их к наращиванию поставок на внутренний рынок, можно было бы считать концом бензинового кризиса, если бы не продолжающаяся активность Федеральной антимонопольной службы, глава которой в очередной раз обвинил нефтяников в искусственном создании бензинового кризиса и пригрозил им новыми штрафами, пишет
КоммерсантЪ.
Быстрая реакция внутреннего рынка на рост мировых цен и отсутствие такой реакции на их снижение является неотъемлемым недостатком механизма поддержания низких внутренних цен за счет экспортной пошлины. С одной стороны, угрозы ФАС являются попыткой сбалансировать этот механизм, продекларировав перевод его на ручное управление в случае падения мировых цен: если мировые цены растут, то рост внутренних цен обеспечивается ростом цены экспортной альтернативы, а если падают — снижение цен должно обеспечиваться немедленной реакцией ФАС. Однако, как это только что продемонстрировал бензиновый кризис, возобновление административного давления на внутренние цены выталкивает производителей с внутреннего рынка. Что лучше в преддверии 2012 г. — дефицит бензина по низким ценам или его изобилие по высоким — в правительстве, видимо, еще не выбрали.