Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/fas-vidit-v-roste-cen-na-nefteprodukty-kartelnyj-sgovor/6199/
|
Почему бензин продолжает дорожать, тогда как мировые цены на нефть стабилизировались и даже пошли на убыль? Как считает глава ФАС Игорь Артемьев, причиной бензиновой инфляции является «картельный сговор нефтяных компаний», за который он и предлагает сажать виновных в тюрьму.
Нефтяники считают, что такая постановка вопроса — бред: «Какой может быть сговор? Все дело в огромных налогах, выгодности экспорта нефтепродуктов, росте потребления на фоне ограниченных мощностей нефтеперерабоки, а карательные меры нужны, чтобы рассчитаться с неугодными государству компаниями», — считает аналитик нефтегазового рынка Сергей Смолин.
«В росте цен на нефтепродукты в России не стоит искать картельный сговор нефтяных компаний, они просто приспосабливаются к рыночным условиям», прокомментировал ситуацию президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. «Привязка налога НДПИ к мировому рынку не позволяет российским компаниям сдерживать цены, а в западных странах налоговая составляющая цены на нефтепродукты составляет около 25%, у нас же 60%» , — говорит господин Шмаль.
В «Русснефти» рост цен связывают с инфляционными процессами и рыночной потребностью. В «Роснефти» видят в повышении цен только рыночные тенденции. ведь дочерние компании устанавливают цены, исходя из рыночной конъюнктуры, по востребованию. Представитель «ЛУКОЙЛ» считает основной причиной роста внутренних цен на нефтепродукты — привязку НДПИ к мировому нефтяному рынку. Кстати, пока ни одна компания не планируют вводить, как в начале 2006 года, «заморозку» — мораторий на рост цен на свой бензин.
И все-таки, по словам Артемьева, сговор есть, и он должен быть разоблачен. Если за границу из России вывозится не более 15% нефтепродуктов, то 85% внутреннего рынка должны идти в розницу по нормальным ценам. «Это говорит о том, что компании договорились друг с другом, злоупотребляют своим доминирующим положением», — считает глава ФАС. При таких пропорциях поставок на внутренний и внешние рынки, говорить о существенном влиянии внешних цен на изменения цен внутри страны нельзя, чтобы пресечь подобные действия компаний, необходимо принять законодательные меры, считают в ФАС.
Надо сказать, что есть еще один момент — основным фактором роста цен стал не повышенный спрос на рынке, а увеличение экспортных поставок на фоне высоких мировых цен и пониженных экспортных пошлин. Кроме того, рынок уже сейчас живет ожиданием майских торгов, которые по прогнозу завершатся серьезным повышением цен на нефть. То есть будущее подогревает настоящее — рыночные настроения, однако пока это относится только к оптовым ценам. Мониторинг розничного рынка показал, что ценовых изменений в регионах практически не наблюдается. Вот такая значит стратегия — снизить экспортную пошлину, чтобы на внутреннем рынке образовался дефицит. Интересно, кто несет персональную ответственность?
Общественная организация «Свобода выбора» давно добивается снижения варварских цен. «Мы требуем принципиального пересмотра политики Правительства в отношении цен на бензин и до среднего уровня — 12 рублей
и принятия Правительством мер по улучшению качества топлива», — отметил лидер общественников Вячеслав Лысаков.
Гораздо эффективнее бороться с повышением цен на бензин можно было бы, снижая налоговую нагрузку на переработчиков и, в конечном счете, потребителей бензина. Поспособствовать приходу инвестиций в НПЗ, обнулив импортные пошлины на ввоз техники и постепенно повышать экспортные пошлины на качественные моторные топлива. Но к такой стратегии пока никто не прислушивается, — пишет newsinfo.ru.