Минэнерго подготовило пакет предложений о переносе на год запрета на оборот бензина экологического класса Евро-2. Эта мера должна покончить с бензиновым кризисом в России, но может усугубить топливные проблемы Монголии и Таджикистана. Обеспечить баланс спроса и предложения как на внутреннем, так и на внешнем рынке может продолжающийся рост цен на бензин: по данным Росстата, за неделю он составил 0,4%.
Минэнерго подготовило пакет предложений, предусматривающий перенос сроков перехода на топливо экологического класса Евро-3 и отмену запрета на реализацию топлива Евро-2, заявил замглавы Минэнерго Сергей Кудряшов после совещания, посвященного ситуации на топливном рынке.
При этом Минэнерго предполагает стимулировать компании к переходу на производство высококачественного топлива путем повышения акцизов на некачественное. Акциз на высокооктановый бензин Евро-3 составляет 5,6 тыс. руб., на Евро-2 – 5,9 тыс. руб. за тонну. В Минэнерго предлагают снизить акциз на Евро-3 до 5 тыс. руб., а на Евро-2 поднять до 7 тыс. руб. за тонну.
Предложения отменить запрет на Евро-2 звучали еще в самом начале бензинового кризиса. Тогда Минэнерго утверждало, что объема производимого в стране бензина Евро-3 было бы вполне достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, если бы компании не отправляли его на экспорт.
Решением проблемы должно было стать повышение экспортной пошлины на бензины с 1 мая. По данным Минэнерго, в мае российские НПЗ увеличили выпуск бензина: вместо 2,4 млн тонн было произведено 2,6 млн тонн, при этом все нефтепродукты были направлены на внутренний рынок. Однако ограничение экспорта не решило проблем с бензином внутри страны, зато распространило топливный кризис на традиционных импортеров российских нефтепродуктов, Монголию и Таджикистан. В Киргизию, в которой рост цен на моторное топливо уже дважды приводил к революциям, поставки осуществляются бесперебойно, пишет КоммерсантЪ.
Предполагается, что отмена запрета на Евро-2 не только обеспечит доппоставки на рынок около 100 тыс. тонн бензина ежемесячно, но и снимет остроту логистических проблем. Баланс между поставками на внутренний и внешний рынок обеспечит только рост цен. Пока правительство ему не препятствует: по данным Росстата, на прошлой неделе розничные цены на бензин выросли еще на 0,4%.