Около 90% нефти – 13,6 млн тонн, – поступившей в специализированный нефтепорт «Козьмино» в 2010 г. экспортировалось на танкерах класса Aframax, сообщают «Морские вести России»со ссылкой на материалы службы Lloyd’s List Intelligence.
Танкеры этого класса способны перевозить единовременно до 120 тыс. тонн нефти. Именно этот объем партий наиболее востребован среди покупателей – преимущественно Южной Кореи, Японии и США.
«Такой спрос на Aframax, благодаря Козьмино, может стать стимулом для роста этого рынка», отмечает Lloyd’s List.
Так, нефть из российского порта постепенно начала вытеснять нефть, поступающую в порты западного побережья США из стран Персидского залива на супертанкерах, говорится в материалах судового брокера Poten & Partners. Доля поставок последней сократилась на 15% в прошлом году.
Южная Корея импортировала половину всей поступившей в 2010 г. в «Козьмино» нефти – около 7,6 млн тонн. Причем для перевозки использовала 53 афрамакса и лишь 8 суэцмаксов (дедвейт 120-200 тыс. тонн).
Филиппины используют исключительно Aframax для транспортировки нефти из приморского порта. В 2010 г. страна импортировала 0,5 млн тонн.
Крупнейшим фрахтователем на спотовым рынке стало ОАО «Газпром» – компания зафрахтовала танкеры под 1,2 млн тонн нефти, после нее – американский дистрибьютор Petro-Diamond (700 тыс. тонн) и английская BP (680 тыс. тонн).
Первая очередь ВСТО была введена в эксплуатацию в конце 2009 г. На первом этапе был построен участок трубопроводной системы Тайшет – Сковородино и нефтеналивной терминал «Козьмино» на побережье Тихого океана, куда нефть доставляется из Сковородино по Дальневосточной железной дороге.
Мощность спецморнефтепорта «Козьмино» на первом этапе, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением 80–150 тыс. тонн.
В 2010 г. порт перевалил 15 млн тонн нефти.