Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/unifikaciya-poshlin-na-nefteprodukty-mozhet-privesti-k-rostu-cen-na-toplivo/56197/
|
Обстоятельства мирового рынка нефти, внутреннего потребления, а также внутренних цен на нефтепродукты заставляют чиновников из правительства всё чаще и чаще обращать внимание на принципы и структуру формирования экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. С одной стороны, правительство желает как можно больше наполнить бюджет нефтяными деньгами. В этом смысле «нефтяная игла» внедряется всё глубже и глубже в тело российской экономики. С другой стороны, стало очевидно, что существующие нефтяные налоги и пошлины, мягко говоря, не стимулируют нефтяников к разведке, к освоению и к добыче нефти. Всё чаще российские нефтяные компании уходят за нефтью в другие страны с более льготными ставками.
И вот движение началось. В декабре правительство с целью побуждения нефтяников к модернизации НПЗ для более глубокой переработке нефти приняло решение о поэтапном выравнивании экспортных пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты. По факту это означает, что в ближайшие два года пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов будут уменьшаться, а для темных — постепенно увеличиваться.
Как же отреагирует внутренний рынок нефтепродуктов на столь решительные меры правительства? Проведём анализ на дизельном топливе. В январе 2011 г экспортная пошлина на светлые н/п рассчитывалась по ранее установленному коэффициенту (0,72 от цены нефти) и составила $226,2/тн при пошлине на нефть $317,5/тн. С этими пошлинами экспортная альтернативная цена ДТл Московского НПЗ по состоянию на 19 января составила 21900 р/тн. С понижающим коэффициентом 0,67 пошлина составила бы $212,7/тн, а экспортная альтернатива 22400 р/тн. Как видим, экспортная привлекательность с введением понижающего коэффициента косвенно повышает внутреннюю цену на 500 р/тн (22400 р/тн -21900 р/тн). В совокупности с новыми акцизами внутренние цены становятся неприлично высокими.
Повышение экспортной пошлины на мазут снизит внутрироссийские цены именно на мазут, но косвенным образом опять-таки приведёт к повышению цен на светлые нефтепродукты. Почему? Да потому, что процессинг (переработка нефти, выход нефтепродуктов, цена затрат) должен быть рентабельным.
Но, если цена продажи одного из продуктов процессинга ( в данном случае мазут) ограничивается экспортными пошлинами, то эти «потери» могут быть восполнены только высоколиквидным товаром. Зимой высоколиквидным товаром является дизельное топливо, а летом бензины. Именно поэтому зимой существенный рост претерпевают цены на ДТ, а с апреля следует ожидать бурного роста цен на бензины.
Что же нужно делать, чтобы успокоить цены на моторное топливо на внутреннем рынке и в то же время не обидеть нефтяников? Вот и нашли. Минэнерго подготовлен проект нового налогового режима нефтяной отрасли. Документ ведомство назвало «60-66». Оно предлагает понизить предельную ставку экспортной пошлины на нефть с 65 до 60%, а пошлины на светлые и темные нефтепродукты унифицировать на уровне 66% от нефтяной (сейчас 67 и 46,7% соответственно). Снижение пошлины на нефть повышает конкурентоспособность российского Urals на внешних рынках, стимулирует нефтяников к росту добычи, но, с другой стороны, повышает и внутренние цены. А чтобы цены на моторное топливо не зашкалили за пределы разумного, необходимо установить пошлины на них с коэффициентом не 0,66 (от нефти), а как первоначально предлагалось, минимум 0,85. И тогда формула «60-85» будет адекватна нынешнему состоянию экономики страны.