Электронный журнал Oil.Эксперт
Вопрос-ответ
https://www.oilexp.ru/question/questions/vopros-ehkspertu-bulatnikovu-vladimiru-10/52852/
Вопрос эксперту Булатникову Владимиру

Как соотносятся нормы «Евро» и октановое число бензина? Возможно ли производить бензин Аи-92, соответствующий нормам «Евро-3»? А «Евро-4»? В СМИ мнения на этот счёт самые разные. О чём говорят стандарты?

На сегодняшний день в России зарегистрировано 38 млн. транспортных средств. Из них около 48% транспортные средства отечественного производства старше 10 лет которые никаким европейским нормам не соответствуют. Ясно, что при такой структуре автопарка проанализировать экологический эффекта от применения топлив ЕВРО-3 и ЕВРО-4 в России невозможно.


Однако необходимо учитывать, что доля иномарок на Российском рынке, включая «иномарки российской сборки», составила в 2008г — 75,3%, а в «кризисном» 2009г — 72,5%.


Поэтому для ответа на вопрос «Как соотносятся нормы «Евро» и октановое число бензина» вполне закономерно обратиться к европейскому опыту.


Динамика выбросов в атмосферу автомобильным транспортом в Европе с 1995г следующая


Выбросы сократились

Угарного газа СО в 8 раз

Окислов азота NOх в 3,8 раза

Бензола в 8 раз

Окислов серы в 6 раз


Но при этом выбросы углекислого газа увеличились в 1,3 раза. В настоящее время сгорание топлива в транспортных средствах даёт ~ 20% парниковых газов.


Поэтому 23 апреля 2009 года была издана директива 2009/30/EC Европейского парламента и Европейской комиссии. Директива в основном посвящена вопросам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов и прежде всего СО2 . Но поскольку двигатели внутреннего сгорания являются одним из основных источников углекислого газа, то в директиве 2009/30/EC содержатся решения, вносящие существенные поправки в директивы 98/70/ЕС и 2003/17ЕС в части установления требований к автомобильному бензину и дизельному топливу с целью сокращения выбросов СО2 . Целью автомобилестроения ЕС является достижение новыми автомобилями нормы выбросов СО2 130 г/км. В США 19 мая 2009г. также был принят новый регламент, согласно которому легковые автомобили с 2012г обязаны потреблять не более 6,5 литров бензина на 100 километров, тем самым уменьшая выхлоп СО2 на 30%.


Достичь таких показателей можно лишь путём повышения степени сжатия в двигателе, что в свою очередь требует ужесточения норм по октановому числу бензина. Таким образом, октановое число за рубежом превратилось в важный экологический показатель.