В связи с отставкой Ю.Лужкова рынок обсуждает последствия этого события для московского рынка нефтепродуктов.
Большинство участников рынка сходятся во мнении, что отставка не окажет сильного влияния на состояние дел в столице в этой области. «Все «тонкие места», в которых могло сказаться влияние, давно отрегулированы», считают эксперты.
«Существенно поменять рынок сложно, — он насыщен АЗС, заняты практически все свободные места, — считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Перераспределять что-либо на рынке также затруднительно – в Москве представлены все крупные компании, а также независимый сектор. Хотя конечно, крупные компании могут попытаться, что-то сделать в свою пользу».
Ряд представителей трейдерских компаний, с которыми мы побеседовали, не исключают вхождения на рынок каких-то новых игроков. Все будет зависеть от того, кто станет новым мэром. Одним из возможных кандидатов является нынешний вице-премьер Сергей Собянин, чья карьера была связана с руководством в нефтяных регионах — ХМАО и Тюменской области.
Оглядываясь на деятельность правительства Лужкова, глава Российского топливного союза отдает ex-руководителю Москвы должное, ведь еще в 1992 году оно сделало ставку на развитие розничного рынка нефтепродуктов, шла передача АЗС в частные руки, развивалась конкуренция. Это стало основой для развития современного, развитого столичного рынка заправок.
Вместе с тем, ожидается, что теперь независимому сектору в столице будет проще, так как прежним руководством было создано очень много чиновничьих барьеров с бесконечными поборами.
Специалисты высказывают также мнение, что теперь изменятся требования техрегламента, обязывающие перевести весь автотранспорт на бензин класса Евро-4 в 2011 году.
«Москва шла впереди всех в плане ужесточения экологических норм по топливу, которые жестче федеральных, — говорит Евгений Аркуша. — В частности, со следующего года планировался переход на бензин стандарта Евро-4, тогда как на остальной территории России у нас пока планируется переход на стандарты Евро-3. Но нужен ли столь быстрый переход? Ведь бензина Евро-4 у нас в стране просто не производится в том объеме, в котором он нужен Москве».
Все это вызывало обеспокоенность — ведь в таких темпах изменения стандартов при одновременном дефиците кроется почва для коррупции. Теперь есть основания надеяться, что от такого резкого перехода на Евро-4 откажутся.
Не скажется уход Лужкова и на темпах реконструкции Московского НПЗ. Завод уже практически полностью находится под контролем компании «Газпром нефть», — она финансирует работы и определяет их график.
«Сложно пока судить о влиянии отставки Лужкова на рынок финансов, — сказал нам представитель «Внешэкономбанка», — скорее всего, скажется каким-то образом, но неизвестно в лучшую или худшую сторону. Что касается рынка нефти и нефтепродуктов, то Юрий Михайлович рьяно боролся за экологическую чистоту АЗС. Конечно, неизвестно насколько проверки были эффективными и корректными. Но то, что проводилась агитация и пропаганда – факт. Поэтому хотелось бы, чтобы такой положительный тренд, когда есть жесткая сертификация АЗС, сохранился. Разумеется, все должно осуществляться на законодательном уровне». В данном контексте, считает эксперт, снятие Лужкова с должности мэра Москвы может сказаться негативно, но утверждать точно нельзя. Время покажет.
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий мэра Москвы Юрия Лужкова.
Исполняющим обязанности мэра Москвы назначен Владимир Ресин, первый заместитель мэра Москвы в столичном правительстве. Ресин работает с Лужковым с 1992 г.
Юрий Лужков занимал пост столичного градоначальника более 18 лет.
В последнее время активно ходили слухи об отставке Лужкова, в СМИ резко критиковали его деятельность на посту мэра. Нелестные для мэра и властей города сюжеты показали ранее некоторые федеральные телеканалы.
Ранее Ю.Лужков заявлял, что добровольно в отставку подавать не намерен. Мэр Москвы узнал о своей отставке, находясь на рабочем месте: на работу Лужков прибыл в 7 часов 50 минут.