АК «Транснефть» приступила к формированию двухмесячных графиков подхода и расстановки танкеров в порту Козьмино (конечная точка системы Восточная Сибирь-Тихий океан, ВСТО), пишет «Трубопроводный транспорт нефти» со ссылкой на директора департамента транспорта, учета и качества нефти компании Игоря Кацала.
Спецификой рынка Азиатско-Тихоокеанского региона является, в частности, тенденция к сочетанию капиталистических и плановых методов ведения хозяйства: есть стремление рассчитать и гарантировать перспективу загруженности своих НПЗ.
«В течение первого полугодия нашей работы потребители настаивали на том, чтобы мы планировали не месячные, а двухмесячные графики подхода и расстановки танкеров в порту Козьмино», — сказал И. Кацал. Он отметил, что этот вопрос является непростым, так как в данном случае необходимо также на соответствующую глубину времени планировать работу железнодорожной составляющей в схеме поставок нефти на Дальний Восток, то есть учитывать специфику деятельности дочерней структуры ОАО «Востокнефтетранс». Железнодорожное предприятие, имеющее в своем распоряжении около 3 тыс. собственных железнодорожных цистерн, обеспечивает доставку нефти от конечного пункта ТС ВСТО Сковородино до порта Козьмино. «Нам удалось реализовать пожелания нефтяников, и сейчас мы формируем подобные графики. Таков запрос дальневосточного рынка, который отличается известной консервативностью», — резюмировал директор департамента.
Специалисты «Транснефти» также отмечают, что сорт нефти ВСТО уже по достоинству оценен потребителями. При этом, по словам начальника отдела качества и оптимизации грузопотоков нефти Натальи Козобковой, топология сети и качество нефти конкретных месторождений позволяют обеспечить стабильно высокое качество смеси «ВСТО». Ресурсную базу сорта «ВСТО» составляют месторождения трех крупнейших нефтегазодобывающих регионов России: Западной, Центральной и Восточной Сибири. Именно долевое количественное соотношение нефти каждого из указанных регионов, входящих в грузопоток ТС ВСТО, в конечном итоге и формирует качественный состав смеси «ВСТО».
По данным «Транснефти», из Западной Сибири в направлении ТС ВСТО поступают углеводороды как с разрабатываемых, так и вновь введенных месторождений. Доминирующий объем в грузопотоке западносибирского сырья составляют нефти Ванкорского месторождения, особенностями которых являются аномально высокая плотность (874-881 кг/куб. м) при очень низком содержании серы (0,17%), высокая вязкость и относительно низкий выход светлых фракций. Прогнозный объем добычи, представленный нефтяными компаниями, показал, что и вновь разрабатываемые месторождения (которые войдут в грузопоток ТС ВСТО) будут иметь аналогичные показатели, в частности, месторождение Русское. «Учитывая различные сроки и объемы разработки месторождений, а также их влияние на среднесмесевой состав нефти Западной Сибири, качество смеси «ВСТО» будет меняться с тенденцией к облагораживанию показателя содержания серы», — отмечается в журнале. Среднее качество нефти этого региона по содержанию серы — 0,45-0,5%, по плотности — до 854 кг/куб. м. По классификации нефтяного ГОСТ Р 51858 это «малосернистые» и «средние по плотности» нефти, или в цифровом обозначении: 1 класс, 2 тип.
Активное освоение Восточной Сибири и прием нефти начаты в 2009 году в основном с Талаканского месторождения. В будущем ожидаются разработка и подключение месторождений Дулисьма и Среднеботуобинское. Содержание серы — 0,45-0,6%, плотность — до 850 кг/куб. м. По классификации ГОСТ Р 51858 — «малосернистые» и «легкие по плотности», или в цифровом обозначении: 1 класс, 1 тип.