Президент ОАО «АК «Транснефть» Николай Токарев и вице-президент «Шеврон Евразия, Европа и Ближний Восток» Иен Макдональд обсудили вопросы расширения Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и проблемы дальнейшей транспортировки увеличивающихся объемов каспийской нефти через Черноморские проливы, сообщила пресс-служба «Транснефти».
В сообщении отмечается, что обе стороны выразили озабоченность бюрократическими проволочками, связанными с подготовкой документации для начала строительства. В итоге пришли к общему мнению, что в результате принятых в последнее время кадровых решений вся подготовительная работа, включая проведение необходимых тендеров, будет закончена до конца года. Стороны выразили удовлетворение конструктивным характером взаимодействия в вопросах расширения КТК и полным совпадением оценок перспектив успешной реализации этой задачи.
В декабре 2009 г акционеры КТК приняли решение о расширении мощности системы до 67 млн т нефти в год с возможностью увеличения объемов прокачки до 76 млн т в год за счет антифрикционной присадки. Акционеры проекта КТК долго не могли прийти к соглашению по схеме финансирования расширения мощности проекта. В результате разногласий из проекта КТК вышла британская ВР, которая продала свои доли в совместных предприятиях, через которые участвовала в проекте, казахстанскому ОАО «КазМунайГаз» и российской НК «ЛУКОЙЛ».
КТК владеет единственным частным нефтепроводом на территории бывшего СССР, который соединяет казахстанское месторождение Тенгиз с экспортным терминалом близ порта Новороссийск на Черном море. Общая протяженность трубопроводной системы — 1510 км. Первая очередь системы КТК была введена в эксплуатацию в апреле 2003г, она соединила месторождения Казахстана с новым морским терминалом близ Новороссийска. Проектная мощность КТК составляет 28 млн т нефти в год, но реально по нефтепроводу может прокачиваться до 34 млн т в год за счет использования специальных присадок. С самого начала проект КТК предусматривал поэтапное доведение мощностей до 67 млн т нефти в год (это предусмотрено технико-экономическим обоснованием в 1998 г).
Доли участия правительств-основателей КТК распределяются таким образом: Россия ( «Транснефть») — 31%, Казахстан — 19%. Среди частных нефтяных компаний — участников консорциума — «Шеврон Каспиан Пайплайн Консорциум Компании» (Chevron Caspian Pipeline Consortium Company) — 15%, «ЛУКАРКО Б.В.» (LUKARCO B.V.) — 12,5%, «Роснефть-Шелл Каспиан Венчерз Лтд.» (Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited) — 7,5%, «Мобил Каспиан Пайплайн Компании» (Mobil Caspian Pipeline Company) — 7,5%, «Эни Интернешнл Н.В.» (ENI International (N.A.) N.V.) — 2%, «БГ Оверсиз Холдинг Лтд.» (BG Overseas Holding Limited) — 2%, «Казахcтан Пайплайн Венчерз ЛЛС» (Kazakstan Pipeline Ventures LLC) — 1,75% и «Орикс Каспиан Пайплайн ЛЛС» (Oryx Caspian Pipeline LLC) — 1,75%. Об этом сообщает
РБК.